Дети и деньги на карманные расходы
В нынешнее время, когда мировой финансовый кризис подбирается к каждому, и даже английская королева живёт в режиме строжайшей экономии, есть прекрасная возможность научить наших детей правильному отношению к деньгам. Именно сейчас, когда так явно виден контраст финансовых состояний, можно сделать процесс обучения более наглядным. И я вспомнила одну из первых своих статей о том, как привить детям правильное отношение к финансовым вопросам. Предлагаю и вам освежить её в памяти.
Раньше, в советское время, отношение к деньгам было презрительное, хотя нет, к ним относились с опаской, их хотели, но в тайне. Говорить о деньгах вообще было не принято вслух. Да, были люди, в которых советская власть не заглушила жажду денег, но в большинстве случаев хвастать, что у вас денег больше чем у соседа, было не принято. Конечно, люди стремились заработать чуть больше, найти работу (по блату) более престижную, и более оплачиваемую, но это было не так как сейчас.
Такое вот отношение к деньгам и воспитывали у своих детей рядовые граждане СССР, естественно, те, кто имел зарплату и на порядки больше, чем у рядового гражданина, имел другое отношение к деньгам, но таких было очень мало. В советское время некоторые родители учили детей обращению с деньгами разговорами и нотациями, а некоторые (более продвинутые) давали мелочь на карманные расходы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Карманные деньги для детей
Сейчас несколько другая ситуация отношения к деньгам в целом. Т.е. иметь деньги престижно, желать деньги не стыдно, стремиться заработать их больше, говорить о деньгах престижно.
И ситуация с выдачей денег на карманные расходы изменилась. Мы все больше оглядываемся на запад, принимаем, иногда не задумываясь над истинным смыслом, традиции его.
Во всех странах, которые принято называть цивилизованные, детей учат обращению с деньгами, и способы разные, некоторые приемлемые для нас, а некоторые просто вне наших традиций.
Выдача карманных денег детям призвана познакомить их друг с другом, подружить. Только перед тем как определить размеры суммы выдаваемых денег, необходимо учитывать возраст, характер ребенка, его проявившееся отношение к деньгам и условия, на которых они будут выданы.
Есть два способы выдачи карманных денег: сумма, которая дается без условий, и “зарплата”.
Одним из видов выдачи денег на карманные расходы это просто определенная сумма, которая безусловно, просто так, выдается периодически. Естественно у каждого ребенка есть собственные потребности и родители могут научить ребенка расставлять приоритеты в своих тратах выдавая небольшую сумму на карманные расходы. В данном случае сумма должна выдаваться всегда не зависимо от того, что сделал-не сделал, но может быть “конфискована” за серьезные проступки в виде наказания.
А вот “зарплату” давайте разберем подробнее.
С какого возраста можно начинать давать деньги.
На своем примере могу сказать следующее. Мы начали давать небольшие суммы нашей дочке с 5-ти лет. Это было нерегулярно, по настроению родителей, и это был большой минус. На мой взгляд, начинать нужно тогда когда ребенок начинает проявлять интерес к деньгам как к средству товарообмена. Т.е. на требование “Купите мне эту куклу” вы отвечаете “Нет. Она стоит слишком дорого для сиюминутной покупки, но ты можешь получить ее в подарок на ближайший праздник”. Ответом будет: “А сколько не дорого?” или “Почему вещи стоят по разному” или “А если я захочу ее иметь раньше, что мне нужно сделать”. Ну конечно это идеальный вариант))), если ребенок “созрел” для этого “Почему”, то нужно начать “обучение”, у каждого ребенка это свой собственный возраст, у кого-то 3 года, а кто-то задумается в 7-8 лет. Главное не упустить момент начать разговор о том, что такое деньги, зачем они нужны и как из зарабатывают.
Характер ребенка.
Не открою великую тайну))), если скажу, что у каждого ребенка свой характер. Но в совокупности черт характера по отношению к вещам обязательно проявляются такие как: щедрость/жадность, бережность/небрежность, бескорыстие/корысть. Именно от этих черт необходимо отталкиваться воспитывая в ребенке отношение к деньгам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ребенок — потребитель
Есть детки что называется “душа на распашку” – со всеми делятся, иногда отдадут последнее, этих деток нужно учить бережливости, правильного определения ценности вещей. С карманными расходами советую подождать до тех пор, пока ребенок не научится определять цену денег.
А есть детки, которых называют “жадинами”, такие детки склонны к накопительству, а иногда проявляется корысть (я помою посуду, только если ты мне за это заплатишь). В воспитании таких детей нужно сделать упор на такие понятия как “обязанности”. Рассказать ребенку, что он должен делать бесплатно, а за что может получить вознаграждение.
В любом случае, прежде чем начать выдавать деньги на карманные расходы, необходимо определить сложившееся отношение вашего ребенка к вещам.
Сложившееся отношение к деньгам.
Все детки сталкиваются с деньгами с раннего возраста и родители волей-неволей прививают ребенку определенное отношение к вещам и деньгам с самого младенчества.
Для всех знакома ситуация “купи мне”, она начинается с “хочу это сейчас”. На просьбу ребенка “хочу сейчас” мы, в разных ситуациях, отвечаем “подожди, надо сначала заплатить” или “за это нужно отдать деньги, а их у меня сейчас нет”, это и есть первое знакомство с деньгами. Конечно, разные дети отреагируют по-разному, одни подождут, другие начнут скандалить, но это уже несколько другая тема. И в зависимости от ответа и нашего поведения у ребенка складывается определенная модель отношения к деньгам, которая потом обрастает все новыми правилами и обстоятельствами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Спорный вопрос: давать ли детям деньги?
И вот, наконец-то, мы добрались до конкретного, а именно условия, которые необходимо определить при выдаче денег на карманные расходы.
Начнем с того, что условия должны быть обязательно. К ним относятся:
- Размер суммы карманных денег, ее необходимо ограничить обязательно, и обозначить условия, при которых она может меняться. Строгий порядок должен быть во всем, иначе ваша непоследовательность может сыграть нехорошую роль в будущем отношении вашего ребенка к деньгам. Можно для пущей важности назвать это зарплатой))), поверьте, для ребенка, который хочет поскорее стать взрослым, это очень важный повод повысить свою самооценку и самозначимость. “Я уже взрослый, мне платят зарплату”. Важно помнить, что вступая в товарно-денежные со своим ребенком, вы прививаете ему и правила отношения работника и работодателя.
- Период времени. Не менее важно определить на какой период времени выдается “зарплата”- карманные деньги. По опыту скажу – неделя это самое оптимальное время, поскольку месяц это слишком много, а день это будет хлопотно для родителей . Неделя это хороший промежуток времени, во-первых, от выходных до выходных, во-вторых ребенок, даже детсадовец, способен посчитать до семи и распределить свои расходы в течение недели, даже если изначально потребуется ваша помощь.
- Условия выдачи, а возможно и премий или штрафов. Советую, опять таки основываясь на собственном опыте, сразу определить, что зарплата – это заработная плата, т.е. плата за определенную работу, которую выполнили. Важно объяснить ребенку, что деньги нужно заработать, их нельзя получить просто так. Необходимо также сразу составить список обязанностей для ребенка, и соответственно условия выдачи “зарплаты”. Советую существенно не менять список обычных обязанностей ребенка, которые он выполнял до введения “Системы оплаты труда”, иначе у ребенка возникнет демотивация.
Необходимо выстроить комфортную для ребенка и родителей систему оценки труда, например, в течение недели ваш малыш поддерживает порядок в своей комнате, моет посуду 2 раза в неделю и ведет себя хорошо, за это вы платите ему “зарплату” в 50 рублей в неделю. Следует учесть и озвучить систему поощрений и штрафов, и их размер за ту работу, которую ребенок по собственной инициативе сделал сверх оговоренного списка, либо в течении недели были замечания по исполнению поручений. - Не менее важно определить, какие расходы ребенка оплачиваются из его “бюджета”, а какие берут на себя родители.
Хочу сразу заметить, что применение выше указанной схемы от родителей требует значительных усилий и выдержки для того, чтобы быть последовательным и непреклонным при возникновении спорных вопросов.
Учить ребенка правильному отношению к деньгам непросто, необходимо терпеливо объяснять ребенку и помогать советами при его тратах. Ни в коем случае не допускать выражений “Что за ерунду ты купил? Только деньги потратил”, необходимо помнить и обязательно объяснить ребенку, что как только вы отдали ему деньги, это его деньги, не мамины, ни папины, ни кого другого и только он решает на что их потратить. И пускай он поначалу будет тратить бездумно, покупать много ненужных на ваш взгляд мелочей, а потом просить еще денег, потому что у него они закончились. Важно объяснить что такое экономия, рассказать о своем опыте оценки вещей, что такое накопительство. Пускай он совершает ошибки, на них он учится. Главное запастись терпением и быть рядом когда понадобится ваша помощь или совет. Пускай ребенок учится принимать решение самостоятельно.
На практике мы вполне успешно совмещаем оба способа выдачи денег на карманные расходы. Например, даете ребенку 50 рублей в неделю безусловно и платите зарплату в 50 рублей. Для ребенка это “целый капитал”, а для семейного бюджета не слишком обременительно. Главное не жалейте денег, которые вы отдаете ребенку, считайте это платой педагогу за уроки финансовой грамоты для вашего ребенка.
Ну вот прошу высказать ваше мнение на этот счет.
Источник: denezhka.su
Видео: Деньги и дети
Деньги и дети, как научить ребенка распоряжаться деньгами.Сколько денег нужно выделить ребенку на карманные расходы.Как объяснить ребенку,что сейчас нету денег,для покупки ему какой либо вещи. Подростки и вопрос финансов.
Семья.ТВ