Home » Воспитание в семье » Ребенок не хочет говорить или не может?

Ребенок не хочет говорить или не может?

Как распознать задержку речевого развития и как заниматься с ребенком дома, чтобы он скорее заговорил, рассказывает логопед-дефектолог

Ребенок не хочет говорить или не может

Ребенок не хочет говорить или не может

ПИСЬМО ЧИТАТЕЛЯ

Ребенку 3 года. Не хочет говорить. Любит Машу из мультика, называет ее «маса». Еще говорит «упала» очень четко. Все понимает, но сперва хлопает в ладоши. Потом смотрит и все делает. Может это задержка развития?
Ольга.

Что такое задержка развития, как эту задержку распознать, почему еще дети могут «молчать», и когда вообще ребенок должен начинать говорить? Все эти вопросы мы задали логопеду-дефектологу Детской клиники МЕДСИ Марине АГАПОВОЙ.

— В последнее время все чаще и чаще мы ставим детям диагноз «задержка речевого развития», — говорит Марина АГАПОВА. — Особенно ярко этот дефект проявляется именно к 3 годам. При нормальном развитии речи в этом возрасте ребенок уже пользуется фразой, измененной, неразборчивой, но все же фразой. Складывает слова в предложения.

От 1 года до 2 лет малыш накапливает, обзаводится своим словарем — учится и понимать, и говорить. Словарь развивается долго, усложняется, изменяется,  именно из него формируются первые фразы, короткие, обычно предметно-бытовые.

Период с 2 до 3 лет — самое время крохе начинать использовать в общении фразы, да и вообще это период, когда ребенок учится общению с окружающими.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев жизни.

 

Сначала — лепетные, или измененные по структуре слова — такая временная речь! Потом они начинают звучать по два рядом, это уже начало фразы! Да, непонятной, неразборчивой, но фразы. Это каркас, который медленно но непременно обрастет словами — названия предметов (существительные), действия (глаголы), признаки (прилагательные). Сложные части речи придут позже.

Задержка речевого развития — дефект непростой. Он требует вмешательства ряда специалистов — логопеда, дефектолога, невропатолога. Но главные борцы с этой проблемой — мама, папа и семья, в которой ребенок растет!

ОТКУДА БЕРЕТСЯ
На задержку речевого развития может повлиять как течение беременности и родов, так и заболевания, перенесенные ребенком до года, его моторное и речевое развитие на самых ранних этапах жизни. Преждевременные роды, гипоксия плода, асфиксия во время родов (когда ребенок закричал не сразу), стремительные роды — все это, как правило, может стать причиной появления ЗРР.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ
Дети с задержкой речевого развития обычно очень активные, непоседливы, раздражительны сверх меры. Первые слова такие малыши произносят вовремя — к году — но слов мало, до 10-15, они носят лепетный или слоговой смысл.

Другая ситуация: первые слова появляются значительно позже установленных норм, после 1,5 лет, ближе к 2 годам. Напомним, что мы говорим о задержке РЕЧИ, а не психического развития.

КАК БОРОТЬСЯ

Задержка речевого развития преодолима. Вот, что рекомендует делать специалисты:

Если ребенок при общении использует жесты, указывает и сопровождает этот жест звуком, от этого необходимо постепенно «уходить». Когда малышу что-то нужно от вас, не требуйте от него – «скажи… я тебя не понимаю». Это неправильно, он не говорит, потому что не может выбрать из уже большого пассивного словаря, слова подходящие к ситуации. Помогите ему, попробуйте предоставить ему на выбор не более 2 предметов, четко произнося их название – «куклу или мишку, кого ты хочешь взять?», пары могут быть самого разного назначения — посуда, игрушки, предметы обихода, при условии, что они хорошо знакомы ребенку. Если не знакомы, и их много, ребенок захочет взять все!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Устная и письменная речь младшего школьника

 

Мама, находясь рядом, постоянно должна оговаривать свои действия и действия ребенка. «Мы с тобой идем гулять, принеси синие (красные, коричневые и т.д.) ботиночки (сапожки), на улице холодно… молодец!» Такой вариант общения понятен, он исходит от мамы и должен непременно соответствовать данному периоду времени.

Развитие идет от простого к сложному, это может показаться примитивным, но это хорошо работает при преодолении задержки речи.

ВАЖНО
Повторенное вами слово не должно произноситься много раз. Разнообразьте свою речь и ситуации. Даже при схеме «Вы говорите — ребенок слушает и делает». И наступит время, когда он вам ответит сам. Только не используйте команд «повтори»!

Из практических навыков следует развивать мелкую моторику рук — погладить ладошку ребенка, укладывая его спать, научите мыть руки. Очень полезное занятие — лепка. Начинается всегда с движений ладошек. И все время разговаривайте – «Дай желтый кусочек, что будем лепить, шарик или блинчик, давай блинчик». Кивок головой, любой звук в ответ — это уже начало диалога с с мамой! То же с карандашами, кубиками, предметами быта.

Очень здорово помогают «заговорить» занятия с книжками. Картинки должны быть крупными, без мелких прорисованных деталей. Вы начинаете читать, рассказывать «Посадил дед…. Выросла репка какая…». Сначала малыш будет договаривать, а потом самостоятельно пересказывать. И вот тут жесты очень даже к месту — какая репка больша-а-ая! Это эмоциональная близость и понимание друг друга!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Первые слова ребенка

 

ПОЛЕЗНЫЕ ИГРУШКИ

Пусть малыш играет сам с разборными игрушками — матрешки, кубики, мозаики, конструкторы. Ребенку интересно то, что понятно, участником чего он может стать!

Долой телевизор! Сократите время у «голубого экрана» до 10-15 минут.

ПОБЕДА
Самый важный момент. как определить, что задержки развития речи больше нет? Слушайте свое чадо. Как только появится фраза из 2-3 слов, это будет значить, что задержка речи кончилась!

Анна Герасименко

Источник: www.kp.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*