Когда-то в стародавние времена считалось, что в России лучшее образование и что мы самая читающая нация. Тенденция современного мира такова — больше телевизора, больше компьютера, больше игровых приставок и совсем немного остается времени на то, чтоб почитать интересную книжку.. ну разве что утром в метро.
Да и то, людей, которые читают качественную литературу совсем немного 10-15%, остальные же заняты рассматриванием картинок в глянцевых журналах и чтением желтой прессы в бульварных газетенках, в которых даже новости искажены до неузнаваемости. Это то, что касается взрослых людей, а когда и что мы читаем своим детям?
Представим стандартный день в стандартной семье. Утро. Пытаясь «соскрестись» с кровати, люди частенько включают телевизор с утренними новостями. Наш вездесущий ребенок уже с утра заряжается дозой негатива — куча аварий, убийств, преступлений, катастроф. Просмотрев новости (и хорошо, если сонный родитель прокомментирует малышу многие моменты), ребенок основательно прозомбируется рекламой (и ведь в ней нет рекламы, о том, что читать — это классно и модно). В общем, с утра времени на полистать книжку явно нет…
Далее все собираются в детский сад, на работу, школу… Естественно в основном направляя свой взор в телевизор или компьютер. День проходит в заботах. Вот наступает долгожданный вечер. Вся семья садится ужинать… перед телевизоромJ Потом все постепенно расходятся по уголкам квартир и чаще всего если есть телевизоры в разных комнатах, каждый член семьи считает своим долгом посмотреть какую-нить развлекательную передачу. Мы сидим и смеемся над пошлыми и тупыми шутками камеди клаб, смотрим дом-2, мтв и не замечаем как рядом с нами растет малыш, уверенный в том, что мир такой как на экране, то есть тупой и пошлый.. Ночью все ложатся спать искренне считая, что почитать «ну просто не хватило времени…» Бывают, правда, такие настойчивые дети — пока маленькие, они вечно пристают к родителям «Ну, почитай мам книжку!»; подрастают и сами с фонариком под одеялом зачитываются приключениями, представляя себя на месте главных героев, и вместе с этими персонажами проживают интересную, захватывающую жизнь. Но, к сожалению, большинство детей уже отуплено бентенами, спайдерменами, винкасами и остальными продуктами западной мультиндустрии. И их надо заново учить любить книжки!
Так когда же читать? Я перечислю большую часть возможностей. Утром дети часто приходят к родителям еще немножко повалятся на большой, мягкой и теплой взрослой постели. Вот тут-то и можно, включив ночник, почитать/посмотреть яркую книгу со сказками или полистать детскую энциклопедию. Вы знаете, несмотря на средства масс-медиа, быть умным вообще-то модно. Поэтому зарядив вашего школьника интересными любопытными фактами, вы поможете выделится среди своих сверстников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие ребенка: восприятие и память у младенцев
Если ребенок обедает дома, можно включать ему его любимые аудио-книги. Или можно после обеда повалятся с детьми и прочитать что-нибудь увлекательное. И если ребенок хорошо читает, можно (и даже нужно) остановится на самом интересном месте и отвлечься (по очень важному делу), оставив раскрытую книгу. Любопытство не оставит равнодушным вашего ребенка и он захочет сам узнать чем же все закончилось. И это станет первым шагом к самостоятельному чтению!
Когда ребенок интересуется чем-то или задает вопросы, на которые вы не знаете ответов, не торопитесь отмахиваться. Зайдите на страницу Википедии, загляните в энциклопедию или словарь, разберитесь в этом вопросе вместе с ребенком. И ваш малыш, когда подрастет, скажет вам большущее спасибо!
И конечно же перед сном почитайте вместе с ребенком. Так приятно вместе с мамой около ночника читать захватывающие истории. Боятся, переживать за героев вместе, прижимаясь друг другу. Это незабываемое впечатление (по крайней мере для меня как мамы двоих детей), когда ребенок вдруг понимает шутку и смеётся от души! Так же перед сном когда ваш малыш уже спокойно лежит в кровати можно рассказать и что-то весьма поучительное. Ведь ребенок, лежа в кровати, не может практически ни на что отвлекаться и будет изо всех сил впитывать и запоминать любую информациюJ
Вот сколько возможностей! А если еще вспомнить об аудиокнигах… Могу с уверенностью заявить, что уважительных причин не читать книги — НЕТ!
Что же читать? Книг так много и все они такие яркие красочные и дорогие. Конечно же нужно ориентироваться на возраст ребенка, на его словарный запас и кругозор. Алгоритм таков: от простого — к сложному.
От 0 до 2 лет.
В таком возрасте важно, чтобы ребенок слышал вокруг себя человеческую речь. Поэтому как только вы видите, что ваш малыш может усидеть хотя бы 5 минут на одном месте, вооружайтесь «Курочкой Рябой» и вперед! Первую книжку лучше выбрать из твердого картона, небольшого размера, с большим количеством ярких красивых иллюстраций. Рассматривайте, трогайте, гладьте и называйте все, что нарисовано на страницах. Если это дед, то «Проговариваем ДЕ-Е-ДА-А», если курочка, то кудахчем «КО-О-КО-О». И поверьте — это незабываемое удовольствие слышать как полугодовалый малыш лопочет и «тычет в книжку пальцем» осознанно!
Выберите пару-тройку книг, которые приглянутся малышу, и читайте, читайте, читайте… Сейчас главное не количество прочитанной литературы, а то как часто вы читаете любимые сказки. Сказки лучше взять наши русские народные — «Репка», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Колобок». Когда захочется разнообразия возьмите К. Чуковского. Его ритмичные стихи детям очень нравятся. Может быть ваш кроха и не поймет поначалу о чем, к примеру, «Айболит» или «Путаница», но зато он с радостью будет повторять за вами. Сначала одно только слово из четверостишия, потом все больше и больше вы услышите слов, и возможно к году карапуз будет гордо (сам!) рассказывать бабушкам и дедушкам «Муху-Цокотуху» наизусть. Все знают замечательную поэтессу А.Барто. Ее стиль очень легкий, стихи очень нравятся детям — их нетрудно запоминать. Пока малыш рассматривает картинки, вы как раз успеваете прочитать один стишок. Легко придумать, как изобразить такие стишки и малыш, который еще не умеет разговаривать, будет за вами повторять, и вы замечательно проведете вместе время.
«Радуга-дуга», стихи, сказки и потешки с иллюстрациями Васнецова Не обязательно искать иллюстрации Васнецова. Если у вас есть потешки с другими очаровательными иллюстрациями — читайте! Но я не могла не обратить на ваше внимание на творчество этого художника, уж очень они замечательные (и к тому же классика). Ко второму году жизни малыша словарный запас увеличивается не по дням, а по часам. И прочитанных книг становится все больше. Как правило, ребенок постоянно просит одни и те же полюбившиеся книги. Тогда предложите ему самому рассказать по картинкам эту сказку.
И на ночь не забывайте петь колыбельные — ведь, сколько нежности, любви и тепла любая мама вкладывает в них!.. и это все без остатка получает уходящий в мир грез и снов малыш…
От 2 до 3 лет
Ребенок растет, растет и количество книг, которые вы предлагаете ему почитать. Вот, к примеру, как можно расширить список русских народных сказок — «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Маша и медведь», «Заяц и Петух», «Красная шапочка», «Дюймовочка». Можно сказки просто читать, но можно уже и пообсуждать их вместе с малышом. Обязательно выслушайте своего ребенка — вы услышите много интересного и понемногу начнете узнавать что «творится» у него в голове. Дети любят играть в сказку. Так подарите же им это удовольствие! Можно смотреть мультики по прочитанным сказкам, сравнивать и решать какой вариант сказки понравился больше. Вот, например, во всем известной сказке «Колобок» лиса съедает главного героя, а в одноименном мультике колобок убегает от лисы, его спасает пчела, которую он защитил от медведя. И я уверена, вы с малышом сможете сами придумывать счастливые окончания сказок! Наверняка практически каждый из вас в детстве читал сказки В.Сутеева и рассматривал его добрые иллюстрации. Вот и наш малыш дорос до простых сказок — «Три котенка», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу?» и другие.
И опять я не смогу умолчать о рассказе В.В. Бианки «Лис и мышонок» с иллюстрациями Васнецова. Моя дочь эту книгу-рассказ знает наизусть и все равно просит почитать еще и еще.
Из классики можно почитать «Рассказы для детей» Л.Н. Толстого. Только обязательно прочитайте рассказы сначала сами и решите для себя готов ребенок к ним или нет. Мне кажется некоторые из них слишком серьезны и подойдут скорее школьнику.
Не забываем об А.Барто, К.Чуковском и С.Я.Маршаке. Эти поэты знали как писать для детей. Они разговаривают с малышами на бытовом языке, ясном и понятном, только в рифму.
В этом возрасте можно почитать «Сказку о веселом язычке». Главное выбирать упражнения посильные малышу. Найдите книгу с яркими картинками и вашему малышу в будущем не понадобится логопед.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развивающий мультфильм «Азбука для малышей»
От 3 до 4 лет
Три года — это переломный момент в жизни малыша и мамы. Ваш ребенок вырос. И кризис трех лет — самое заметное подтверждение этому. Пожалуй теперь ваша задача только предлагать книги, а ребенок будет «сям» выбирать. Вот, примерный список литературы, наиболее подходящий деткам от 3 до 4 лет.
Сказки народные ( «Заюшкина избушка»,«Кот, петух и лиса», «Смоляной бычок», «Жихарка», «Гуси-лебеди», «Коза-дереза», «Петушок и бобовое зернышко», «Заяц- хваста», «Снегурочка», «Морозко», «Аленький цветочек», «Гадкий утенок», «Рукавичка», «Двенадцать месяцев»)
Ш. Перро «Красная шапочка»
Л.Н.Толстой «Три медведя»
К. Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце», «Приключения Бибигона», «Тараканище» и другие стихи для детей
С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»
В.Сутеев «Сказки и рассказы»
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Васька»
Е.Чарушин «Сказка, которую Никита сам рассказал», «Волчишко», «Томкины сны», «Кошка»
Д.Хармс «Сказка»
М.Зощенко «Глупая история»
Н.Носов «Мишкина каша», «Живая шляпа»
В. Драгунский «Он живой и светится»
А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Ветер, ветер!..», «У Лукоморья»
С.А.Есенин «Пороша»
А.Майков «Спи, дитя мое, усни»
М.Ю.Лермонтов «Спи младенец..»
В.В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
С.Михалков «Лгунишка», «Щенок», «Профессии»
А.К.Толстой «Осень. Осыпается весь наш бедный сад..»
Потешки, колыбельные, загадки, считалки, чистоговорки, пословицы и поговорки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сказка о золотом петушке
От 4 до 5
Говорят возраст от 4 до 5 очень сложный. Кое-кто из воспитателей называет таких детей «подростками». Поэтому нужно очень много внимания уделить тому, что вы будете читать вместе с малышом. На этот список рекомендуемой литературы можно ориентироваться:
«Рифмы матушки гусыни» (В переводе К.И.Чуковского, С.Я.Маршака)
С.Я.Маршак «Сказки, песни, загадки»
А.С.Пушкин «Сказки»
С.Козлов «Ежик в тумане»
Б.Поттер «Ухти-Тухти»
К.Д.Ушинский «Сказки»
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
П.П.Бажов «Каменный цветок»
Р.Киплинг «Рики-Тики-Тави», «Маугли»
Дж.Родари «Чиполлино»
Ш.Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка»
Г.Х.Андерсон «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Огниво», «Снежная королева»
Сказки Братьев Гримм
П.П.Ершов «Конек-горбунок»
Э.Н.Успенский «Дядя Федор, пес и кот», «Приключения в простоквашино»
Н.Н.Носов «Незнайка и его друзья»
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»
А.Толстой «Золотой ключик»
Л.Кэррол «Алиса в стране чудес»
П.Колоди «Пиноккио»
Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»
А.Милн «Вини-Пух и все-все-все»
А.К.Толстой «Осень»
А.А.Блок «Зайчик», «Ворона», «Спят луга»
А.Н.Фет «Осень. Листочки пропали»
А.Ким «Зима»
И.Суриков «Зима», «Детство»
А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Зимний вечер», «У Лукоморья»
А.Н.Майков «Всена», «Ласточка примчалась…»
В.Жуковский «Знать, солнышко утомлено…»
М.Ю.Лермонтов «Парус»
С.Я.Маршак «Круглый год», «Двенадцать месяцев»
С.В.Михалков «Дядя Степа»
Г.Остер «Вредные советы»
И.Токмакова «Куда в машинах снег везут?»
Д.Хармс «Стихи», «Удивительная кошка»
Ю.Мориц «Что над чем?»
Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?»
Б.Заходер «Два и три»
От 5 до 7 лет
Дети в таком возрасте уже достаточно «начитаны». Некоторые книги можно покупать уже вместе с малышом в книжных магазинах. Чтобы не уйти с очередным журналом «Тачки» или «Винкс», наметьте себе список того, чтобы вы захотели прочитать вместе с ребенком и уже на месте дайте выбрать ребенку самому то, что привлечет его внимание.
Вот примерный список:
Сказки народные (в обр. А.Толстого «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в обр. М.Булатова «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», в обр. А.Афанасьева «Василиса Прекрасная»)
Сказки народов мира («Пирог», «Два жадных медвежонка», «Горшок каши», «У солнышка в гостях», «Бременские музыканты», «Три поросенка», «Златовласка», «Двенадцать месяцев»). Очень интересно читать сказки разных стран и узнавать в них наши русские сказки. Например, сказки «Колобок» и «Пирог», в которых главные герои съедобны и оба сбегают от того, кто их испек.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»
С.Аксаков «Аленький цветочек»
В.Одоевский «Мороз Иванович»
К.Ушинский «Никита Кожемяка»
Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца — Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий хвост»
П.Бажов «Уральский сказки»
В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Сказки о животных»
К.Пауствоский «Дремучий медведь»
К.Чуковский «Бармалей»
Б.Заходер «Сказка про всех на свете»
А.Волков «Волшебник Изумрудного города»
А.Толстой «Приключения Буратино»
И. и Л. Тюхтяевы «Зоки и Бада». Пособие для детей по воспитанию родителей
Г.Сапгир «Людоед и принцесса или Все наоборот»
Г.-Х.Андерсен «Сказки», «Стойкий оловянный солдатик»
Ш.Перро «Волшебные сказки», «Кот в сапогах», «Ослиная шкура» и др.
Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»
Ю.Олеша «Три толстяка»
В.Бианки «повести и рассказы о природе»
Л.Кассиль «Перелетные птицы»
М.Ильин, Е.Сегал «Как город хлеб печет»
К. Паустовский «Прощание с летом»
А.Гайдар «Чук и Гек», «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его Твердом слове»
В.Драгунский «Денискины рассказы»
Л.Толстой «Косточка», «Два товарища», «Девочка и грибы»
Е.Чарушин «Страшный рассказ»
М.Пришвин «Как поссорились кошка с собакой», «Лисичкин хлеб»
Э.Щим «Жук на ниточке», «Брат и младшая сестра»
М.Зощенко «Елка»
А.Усачев «Малуся и Рогопед»
Как видите список литературы дошкольника внушителен. Но никто вас не заставляет читать все подряд в обязательном порядке. Есть книги и авторы, которых надо прочитать — потому что они классика, а есть та литература, которую читают без принуждения, взахлеб. Главное, пока ребенок еще не ходит в школу, привить ребенку любовь к Чтению, к Книге! А какие это будут книги вам решать!
Маша Маришкина