Прикорм
Прикорм — это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку.
Вокруг прикорма сегодня существует немало спорных мнений. Несколько десятилетий назад давать прикорм начинали уже с трех недель жизни малыша, а теперь срок получать другую пищу отодвигается все дальше и дальше. Мамы и в особенности бабушки оказываются в затруднении, да и часть врачей не успевает обновить свои знания на тему «Прикорм»… Каковы же современные представления о прикорме?
Когда?
Как это ни удивительно, но в 30-40х годах прошлого века оптимальным временем начала прикорма педиатры называли шесть месяцев. Раннее начало прикорма в 50-60х годах было напрямую связано с широким распространением искусственного вскармливания и тем, что матери очень рано выходили на работу, а тогдашние смеси не удовлетворяли потребности ребенка в витаминах. Прикорм применяли неправильно!
Опасности слишком раннего введения прикорма
По исследованиям ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), чем раньше введен прикорм, тем больше угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий из-за незрелости детского кишечника. На этом фоне возрастает риск недостаточности питания, ведь незрелый детский организм еще не вырабатывает в достаточном количестве ферменты, помогающие усваивать «взрослую» пищу, в помощь которой идет прикорм. Исследования, которые постоянно проводит Всемирная Организация Здравоохранения (последнее из них – в семи странах по всему миру, в 2002 году) подтвердило, что введение прикорма раньше шести месяцев увеличивает риск заболевания пневмонией и повторяющегося отита.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Выбор молочной смеси для ребенка
Дети, которые кормились только грудью на протяжении первых шести месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с детьми, получавшими прикорм вскоре после исполнения четырех месяцев. По всем этим причинам начинать давать прикорм с 6 месяцев — это официальная рекомендация министерств здравоохранения большинства стран мира, в том числе США и России.
При этом реально введение прикорма может начинаться и несколько позже, если созревание малыша задерживается или кроха болен. Бывает, что мама переживает: ребенку уже семь месяцев, а прикорм ему неинтересен, да и признаки готовности к получению прикорма еще не все проявились – неужели кормить насильно? Конечно, этого делать не нужно! ВОЗ в своих рекомендациях указывает, что если мама полноценно питается, то ребенку гарантированно хватает всех питательных веществ и микроэлементов грудного молока примерно до 8 месяцев. Прикорм в этом случае не используется. Глобальная рекомендация о начале прикорма с 6 месяцев сделана с учетом того, что реально далеко не все матери сегодня нормально питаются, особенно те, кто живет в странах «третьего мира»!
К сожалению, большинство педиатров в России до сих пор советуют начинать давать прикорм; по рекомендациям ESPGAN (Европейское общество педиатрии, гастроэнтерологии и нутрициологии) — не раньше 17 недель и не позже 26 недель. Аргументируют это тем, что введение прикорма раньше или позже этих сроков неблагоприятно сказывается на развитии ЦНС, ЖКТ и жевательного аппарата.
Обучающий, педагогический прикорм начинают вводить не раньше 5,5 месяцев, при наличии готовности к прикорму.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Норма при искусственном и грудном вскармливании
Признаки готовности к вводу прикорма
Из давних времен пришли к нам два главных признака того, что малыш готов к получению новой пищи:
- когда у него появляются зубы,
- он научился сидеть.
Сегодня специалисты предлагают учитывать также следующие признаки, чтобы правильно использовать прикорм
- угасание выталкивающего рефлекса – если малышу попадает что-то в ротик, он не стремится тут же вытолкнуть это языком;
- удвоение веса при рождении (а для недоношенных деток предлагается говорить об утроении);
- малыш может осознанно отворачиваться от ложки, если предложенный продукт не понравился;
- ребенок учащает прикладывания к груди, либо не наедается обычной порцией смеси;
- наконец, кроха проявляет пищевой интерес: активно интересуется, что же там едят родители.
Чем?
Цель прикорма состоит в том, чтобы обеспечить малышу дополнительное количество энергии. А поскольку желудочек у него совсем еще невелик, то при энергетической ценности ниже, чем у грудного молока, получается, что ребенок, наоборот, теряет в энергии и пищевых веществах. Поэтому продукты для прикормам должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и давать их нужно маленькими количествами и часто. Разведенная каша, бульон и тому подобные продукты — это не прикорм – для малыша это потеря в качестве пищи!
После полугода вещества, которых первыми начинает не хватать ребенку, это железо и цинк. Поэтому в качестве первого прикорма ребенку рекомендуются каша или овощи, в которых железо и цинк находятся в достаточно легко усвояемых формах. Если ребенок плохо набирает в весе или у него жидкий стул – лучше начать с каш, если же малыша чаще крепит, то начинать стоит с овощей. Второй прикорм, соответственно, овощи или каша, третий – мясной, и уж потом все остальное.
Второй прикорм вводится параллельно с первым спустя месяц. Ориентироваться надо в первую очередь на овощи и фрукты сезонного периода и нашей широты, избегая экзотики. Как правило, первые овощи в рационе — кабачок, цветная капуста, морковь. Кому-то удобнее использовать пюре фабричного приготовления, хотя надо быть готовой к тому, что очень долго баночку почти целиком будет съедать мама. Кто-то просто добавляет овощи в рацион всей семьи, в таком случае для приготовления овощей хорошо использовать пароварку: еда готовится быстро, а витамины сохраняются в большем количестве. Готовые овощи можно измельчить вилочкой или блендером. При приготовлении пищи не должны использоваться соль и сахар до года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Естественное завершение лактации
Каши, с которых начинается прикорм, должны быть гипоаллергенными: это рис, гречка и кукуруза, которые не содержат глютен – растительный белок, часто вызывающий аллергическую реакцию. И всегда нужно помнить, что ни один отдельно взятый продукт или прикорм не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами. Например, картофель обеспечивает витамином С, но не обеспечивает железом, в то время как хлеб и фасоль обеспечивают железом, но не витамином С. Ценность грудного молока и даже адаптированной смеси весь первый год остается значительно выше, чем любого другого продукта, поэтому не торопитесь променять порцию маминого молочка на морковку или яблочко!
Что же касается питья, то необходимость в нем возникает, только когда малыш получает уже значимые порции прикорма. В большинстве случаев это происходит после 8-10 месяцев, а то и позже. Параллельно ввести прикорм мама может, предложив малышу попить компот или водички из чашки, но если кроха отказывается – настаивать не нужно.
Стандартный прикорм, который рекомендуют наши педиатры предполагает гомогенизированные пюреобразные продукты промышленного производства, не обучающие ребенка жеванию.
При обучающем педагогическом прикорме вводится пища с общего стола, то, что ест мама, включая соленое, сладкое, приправленное. Сразу небольшими кусочками.
Как?
И все же на практике основная проблема прикорма состоит не в том, чтобы накормить малыша какими-то определенными продуктами, а в том, чтобы вообще его накормить. Почему же многие дети отказываются использовать прикорм? Это происходит, если мама забывает, что прикорм – всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его – в том, чтобы у ребенка было желание и умение есть еду с семейного стола!
Давая прикорм, мама должна всегда иметь в виду, что сытый ребенок – это цель сиюминутная, а главная цель – чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде с семейного стола. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда и прикорм — это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Плавание для грудничка
Чтобы такого не происходило — надо вызвать интерес к еде. Обычно детки в возрасте около 5-6 месяцев начинают проявлять пищевой интерес, то есть требовать то, что едят родители. Вместе с тем малыши довольно подозрительны и консервативны, они обычно предпочитают не совать в рот то, что им совсем незнакомо. Поэтому, для того чтобы пробудить у ребенка желание есть что-то, помимо материнского молока, надо сажать его с собой за стол (вместо отдельных кормлений). Ребенок должен видеть, как члены его семьи обращаются с едой, что они едят с аппетитом, и что кушать им нравится. Чаще всего бывает так, что малыш некоторое время просто наблюдает (предлагать ему без его просьбы ничего не надо), а потом — иногда через пару трапез, иногда через несколько дней — обязательно начинает просить дать и ему. Мама с учетом этого просто держит рядом чистую ложечку для малыша и кладет на свою тарелку немного еды, которую планирует дать как прикорм (если домашняя пища, то, конечно, отложенная еще на стадии готовки, чтобы была без специй, молока и т.п.), и когда малыш начинает просить — даже не с первого раза, а когда он проявит яркую инициативу — дает немного предназначенной ребенку еды, одну-две чайные ложки. Если ребенок просит еще – на первых порах давать не стоит, это может оказаться ненужной нагрузкой на пищеварение, и помогает сформироваться представлению о еде как о ценности. Если ребенок, наоборот, морщится и выплевывает прикорм — не нужно настаивать и тем более ругать, это будет способствовать формированию негативного отношения к еде. Просто предложите в другой раз другую пищу, а через некоторое время можно предложить и то же самое. Есть интересная закономерность, которая говорит о том, что для того, чтобы у ребенка появился аппетит к какой-то еде, ему нужно попробовать ее 8–10 раз, а явное повышение положительного восприятия пищи происходит после 12–15 раз. Поэтому те продукты, от которых ребенок первоначально отказывается, позже нередко принимаются.
Часто распространенное мнение, что груднички позже начинают проявлять интерес к еде с семейного стола, при правильном вводе прикорма оказывается ошибочным. Как показала практика, при грамотном и бережном вводе прикорма малыши на грудном вскармливании быстрее начинают проявлять интерес и активно есть с семейного стола! Исследователи высказали предположение, что это связано с тем, что в отличие от «искусственников», получающих питание промышленного производства с одним и тем же вкусом, груднички уже привыкли к разным оттенкам вкуса и запаха, передаваемым с материнским молоком.
Если же малышу уже около года, а прикорм он ест в минимальном количестве – это не должно становиться поводом к отмене кормления грудью или отказу от адаптированных смесей. Малыши очень долго не ассоциируют процесс насыщения с родительским столом! Стимулом попробовать твердую пищу для него служит интерес и желание вести себя «как взрослые», а вовсе не желание насытиться. И отмена обычного источника насыщения очень часто приводит к тому, что есть твердую пищу в большом количестве малыш так и не начинает – если мама не помогла созданию интереса ко «взрослой» еде, он не возникнет на пустом месте. Верным путем становится отказ от желания накормить ребенка немедленно большим объемом еды, а прохождение всех этапов прикорма заново, хотя у подросшего ребенка каждый этап будет занимать не месяц-два, а неделю-две.
Рекомендации педиатров в России:
- 4,5 — 5,5 мес. — каша, овощное пюре
- 6 мес. — мясное пюре, фрукт пюре, сок (с осторожностью)
- 6,5 мес. — творог
- 7 мес. — желток
- 8 мес. — кефир, йогурт (не больше 200 мл)
- Прикорм не должен быть вместе с грудным молоком, и питание должно упорядочиваться, должно формироваться расписание и так формируется культура питания. Поэтому грудь когда попало не давать, приучать к режиму кормлений, заменять полностью 1-2 кормления грудью прикормом.
У обучающего педагогического прикорма две цели:
- мягкая адаптация пищевого тракта при переходе на иной вид питания (начинают вырабатываться ферменты)
- воспитательные и обучающие аспекты (здоровое пищевое поведение, хороший аппетит, жевательный навык).
Мама берет малыша за стол (можно брать еще до введения прикорма для стимуляции пищевого интереса), он сидит у нее на коленях во время трапезы. Мама оделяет его небольшим кусочком со своей тарелки. С 6 до 8 мес. 3-4 раза в день по 1-6 микродоз разнообразной пищи, начиная или завершая грудным кормлением. В промежутках малышу дают погрызть кусок яблока или сушку (учится не давиться). Позже дозы могут доходить до энергетических. Ребенок все больше продуктов пробует на вкус, не стремясь насытиться, так как основной едой остается грудное молоко. К 1,5 годам ребенок должен перепробовать весь рацион семьи. К году у него появится собственное место за столом, своя тарелка и приборы. Прикорм нужен любому малышу!
Елена Никифорова
Источник: nnmilk.ru