Горшочные вопросы
Все родители сталкиваются с проблемой приучения к горшку своих детей, а также с проблемами гигиенического характера пока их дети еще маленькие. Это немудрено, ведь новорожденный ребенок мочится около 20 раз в сутки, и опорожняет кишечник в, среднем, после каждого кормления. Неудивительно, что уход за ним связан с некоторыми трудностями. Детишки постарше мочатся не так часто, но они никого не предупреждают об этом, ни у кого разрешения не спрашивают. Все это продолжается примерно до 2-3 лет. Естественно, что родители хотят сократить этот промежуток времени, или хотя бы как-то облегчить себе жизнь. В результате созданы методики раннего приучения к горшку, одноразовые подгузники и т.д.
Мы попытались обобщить наш опыт, связали его со знаниями в области психологии и физиологии, и разработали что-то вроде своей концепции. В основу легли принципы естественности, а так же максимально бережного отношения к физическому и психическому здоровью малыша. Основными мыслями мы с удовольствием поделимся с Вами.
Мозг новорожденного ребенка очень незрел. Большинство действий в этом возрасте происходит бессознательно. Так обстоит дело и с отправлением естественных нужд. Должно пройти немало времени, прежде чем ребенок сможет осознанно контролировать себя. Условно становление контроля над выделительными функциями можно разделить на 3 этапа:
- Бессознательный (от рождения до 2-3мес)
- Осознанный (2-3мес – 1,5-2 года)
- Социальный (от 2-3 лет)
1. Этап начинается с рождения. Он характеризуется тем, что опорожнение кишечника и мочевого пузыря происходит рефлекторно, по принципу обратной связи: растяжение мочевого пузыря — сигнал в спинной мозг — ответ из спинного мозга — сокращение мышц мочевого пузыря, расслабление уретрального сфинктера — мочеиспускание. Действует как коленный рефлекс. Ребенок не контролирует этот процесс, однако он может чувствовать его. Часто родители наблюдают, что их малыши кряхтят, строят гримасы и даже плачут перед тем как помочиться или опорожнить кишечник. Ребенок чувствует дискомфорт и пытается его преодолеть. Импульс о дискомфорте из спинного мозга посылается в головной. Между ними образуется связь. Сперва связь чувствительная, она как бы проторяет дорожку, по которой уже смогут пойти двигательные импульсы, и тогда головной мозг берет на себя функцию контроля над мочеиспусканием и опорожнением кишечника. Происходит колоссальный скачок в развитии центральной нервной системы. Очень важно, чтобы этот этап был завершен успешно. Здесь малышу очень помогают высаживания.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как носить в слинге новорожденного
Вы, наверное, слышали от опытных мам, что они практиковали высаживания, особенно, если ребенок не первый. Многие мамы приходят к этому интуитивно, без всяких лекций и статей, просто потому что это очень удобно.
Высаживание – это помощь ребенку в опорожнении кишечника и мочевого пузыря, основанная на мочеиспускательном рефлексе. Высаживание помогает малышу лучше чувствовать свои потребности и контролировать сфинктеры. По сути, оно способствует образованию той связи, о которой сказано выше.
Вот несколько практических советов, если Вы хотите попробовать высаживание.
- Начинать можно со второй недели жизни и позже.
- Внимательно последите за своим малышом. Как часто он писает и какает? Как он выражает свои желания? Как это связано с кормлениями, со сном? Наблюдайте в течение 1-2 дней, попробуйте проследить хотя бы какие-то закономерности. Чаще всего новорожденный ребенок на 2-3 неделе жизни обычно писает после снов и опорожняет кишечник во время или после кормлений. Возможно, Вы обратите внимание на то, что ему легче сделать это во время сосания груди. Дело в том, что мышцы лица, и особенно мышцы рта тесно связаны с мышцами промежности. Недаром женщинам во время родов советуют расслабить лицо, чтобы снизить риск разрывов. Так и малыш при сосании легче расслабляет свои сфинктеры. Поэтому в первые месяцы высаживать легче «под грудью».
- Выберите время, когда малыша, по Вашим наблюдениям, скорее всего, удастся высадить.
— возьмите ребенка на руки так, чтобы его голова была, к примеру, на Вашем правом локте. При этом сядьте на край кровати или стула, а между ногами поставьте широкий таз.
— дайте малышу грудь
— руками возьмите ножки ребенка так, чтобы его таз свисал над тазиком.
— большим пальцем левой руки придерживайте его за левую подколенную ямку, а остальными пальцами можно слегка похлопать малыша по промежности, просто чтобы он почувствовал, куда направлять усилие.
— подождите 1-2 минуты
— отнеситесь одинаково ровно к удаче и неудаче.
Пожалуйста! Не ждите головокружительных успехов с первого раза. В среднем, высаживания можно наладить за 2-4нед.
Никакого насилия! Если ребенок заплакал, сразу прекращаем попытку. Высаживания должны быть связаны только с положительными эмоциями.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Безопасность ребенка в ванной
Если высаживания налажены хотя бы частично, это очень полезно для ребенка тем, что он раньше и глубже чувствует свое тело, учится себя контролировать. Это залог здоровья его выделительной и половой систем. Маме это помогает лучше чувствовать своего ребенка, экономить силы и время на стирку, а деньги – на одноразовых подгузниках.
Не отчаивайтесь, если не получилось. Помните, что многие дети выросли здоровыми и счастливыми, не зная никаких высаживаний.
Итак, заканчивается 1, бессознательный этап, и начинается 2, осознанный. Если ваш малыш спит сухим, и писает только при пробуждении, значит, он полностью контролирует свои сфинктеры. При успешном высаживании, это можно наблюдать уже к 2-3 месяцам.
Теперь пришла пора экспериментов. После 3-х месяцев дети нередко отказываются от высаживаний, вместо этого они переворачиваются на живот и с очень серьезным видом мочатся под себя, внимательно следя за своими ощущениями. Ползающий малыш делает лужу на полу и самозабвенно шлепает по ней ладошкой, иногда он даже пробует на вкус продукты своей жизнедеятельности. Ребенок научился вставать у опоры – надо непременно посмотреть, как струйка ударяется о пол, как лужица впитывается в ковер, в подушку, и т.д.
Эксперименты продолжаются, и совершенствуются с каждым днем. Например, 2-х-летний мальчик ставит в ряд крышечки от бутылок и писает в каждую по отдельности, стараясь не пролить ни капли. Представляете, в каком совершенстве он овладел своим уретральным сфинктером? 🙂 В этот период очень важно дать ребенку возможность для его экспериментов. Если этого не сделать сейчас, он будет экспериментировать потом, и, возможно, не в такой безобидной форме. Не приставайте к малышу с высаживаниями, не бегайте за ним с горшком! «Вашими» остаются высаживания во время и после снов, а так же, тогда, когда Вам это нужно (например, перед тем, как взять ребенка на руки, перед прогулкой и т.д.). Во время бодрствования высаживания происходят уже без груди; когда малыш научился уверенно сидеть, можно подключать горшок. Все делаем ненавязчиво, по мере простой бытовой необходимости, исключительно для удобства. Если ребенок отказывается – не настаиваем, просто чуть позже мягко повторяем попытку. Если описался – никогда не ругаем, и, тем более, не шлепаем. Это может привести к серьезным психосоматическим расстройствам. Одним словом, расслабьтесь и получайте удовольствие от общения с Вашим малышом. Если вы найдете с ним компромисс, предоставив ему достаточно возможностей для своих исследований, высаживания будут вполне успешны.
И, наконец, 3 этап, социальный. Начинается с 1,5 — 2 лет. Малыш начинает понимать, что отправление естественных нужд имеет еще и социальное значение. Он видит, что взрослые делают это в определенных местах, и вовсе не тогда, когда им заблагорассудится. Дети пытаются подражать, становятся очень чувствительными к оценке окружающих. Теперь малыша можно учить. Например, очень полезно, если папа покажет мальчику, как это делают мужчины. Ребенок будет настойчиво стараться выяснить, что Вы делаете в туалете. Это совершенно здоровый интерес. Поверьте, если Вы не будете прогонять его, а спокойно объясните, что происходит, он очень быстро от Вас отстанет, и скорее научится пользоваться горшком.
Если ребенок снял штаны и сходил на горшок, не проявляйте слишком бурных эмоций. Можете спокойно сказать, например: «Молодец, а теперь давай помоем горшочек». В случае неудачи тоже оставайтесь спокойны. Не ругайте ребенка и, тем более, не шлепайте его. В этом возрасте можно спокойно сказать: «Вот же твой горшочек (или унитаз), надо писать туда». Лучше, если это сделает кто-нибудь кроме мамы, например, папа. Для ребенка очень важно, чтобы мама любила его безоговорочно. Бывают случаи, когда мать ругает малыша за мокрые штаны, а он продолжает писаться специально, как будто проверяя — неужели для мамы это настолько важно, что она идет с ним на конфликт, может, она меньше любит его из-за этого? Звучит парадоксально, но многие случаи энуреза и недержания мочи связаны с излишней настойчивостью родителей.
Относитесь к «горшочным вопросам» спокойно. Помните, что психическое и физическое здоровье Вашего малыша гораздо важнее, чем то, насколько рано он будет приучен к горшку.
Любите своих детей любыми.
Анна Семенищева
Источник: ladabirth.ur.ru