Восприятие времени меняется тогда, когда у человека появляется представление об абсолютном времени, общем для всего мира.
Многие замечают, как их восприятие времени меняется с возрастом: например, если в детстве лето длилось бесконечно, то у взрослых оно пролетает как-то очень стремительно. Тут, конечно, сразу приходит на ум, что в школе летние каникулы длятся три месяца, а среди взрослых мало кто может позволить себе столько времени ничего не делать: летний отпуск заканчивается быстро, а потом начинается обычная работа. Наверное, всё дело в том, что в разном возрасте мы по-разному воспринимаем события в собственной жизни, потому и время течёт по-разному.
Эту гипотезу — про разное восприятие событий — подтверждают эксперименты сотрудников Будапештского университета. Исследователи работали с двумя группами детей в возрасте 4–5 и 9–10 лет и со взрослыми 18 лет и старше. Им показывали два анимационных видео, по минуте каждое, сделанные визуально и по звуку в одном стиле, то есть нельзя было сказать, что одно видео ярче или шумнее, чем другое. Разница была в содержании: в одном видео были разные события, в другом всё было бессобытийно и монотонно. У участников эксперимента спрашивали, какое видео длиннее, и просили показать руками — маленьким детям так было проще объяснить, а взрослым было всё равно, как сравнивать оба видео.
В статье в Scientific Reports говорится, что большинству (двум третям) самых маленьких детей видео с событиями показалось более длинным. Среди взрослых всё было наоборот: три четверти взрослых сказали, что более длинным было монотонное бессобытийное видео. Перелом в восприятии случался в семь лет: около этого возраста скучное монотонное видео начинало восприниматься как более длинное.
С одной стороны, мы видим, что дело в событиях, с другой стороны, возникает вопрос — а как события вообще связаны с восприятием времени? И что происходит с человеком в семь лет, что монотонность начинает казаться длиннее, чем насыщенные событиями эпизоды? В нейробиологии чувство времени привязывают к специальным нейронам, которые, по одной из моделей, работают в определённом ритме, подобно часам. Есть и другая модель часовых нейронов: их активность постепенно затухает в течение определённого промежутка времени. Ориентируясь на то, как такие нейроны работают прямо сейчас, мозг может вычислить, сколько времени прошло с того момента, когда они впервые отреагировали на какое-то событие. Однако, по словам авторов работы, ни та, ни другая модель не объясняет того, почему восприятие времени так меняется с возрастом.
Зато подходящее объяснение можно найти в психологии. В раннем детстве мы оцениваем время по событиям, и если про одно видео я могу рассказать больше, чем про другое, значит, первое длилось дольше. Но потом, где-то между шестью и десятью годами, у нас появляется представление об абсолютном времени, которое течёт независимо от всего и которое мы можем увидеть, например, на часах. Мы соотносим свою деятельность с этим временем, но ни наши, ни чья-либо другие действия повлиять на него не могут (эйнштейновскую физику тут выносим за скобки). И теперь собственное чувство времени мы корректируем, бросая взгляд на часы, или же глядя в окно — чтобы узнать, темнеет или нет. Собственно, чтобы просто почувствовать время, часы и не нужны, достаточно просто соотнести два разных события, два разных процесса, которые происходят независимо друг от друга.
Теперь представим, что мы смотрим чрезвычайно захватывающее кино. Пока мы его смотрим, мы не отвлекаемся буквально ни на миг, мы в него полностью погружены, и никакие посторонние мысли в голову не лезут — ни про домашние заботы, ни про работу, ни про что. Мы в прямом и переносном смысле не смотрим на часы. Наоборот, когда кино скучное, мы чаще отвлекаемся, и каждый эпизод отвлечения можно уподобить часовому сигналу. Чем больше таких сигналов, чем чаще мы обращаемся мыслями к чему-то другому, тем больше, как нам кажется, прошло времени. Более наглядный пример: когда мы ждём кого-то и от нечего делать поминутно смотрим на часы — абсолютное время идёт, как шло, но нам кажется, что вместо десяти минут прошло полчаса.
То есть, по крайней мере отчасти, возрастные изменения в восприятии времени можно объяснить тем, что взрослые и дети по-разному его измеряют, и что примерно в детском саду или в школе у детей появляется представление об объективном, «внешнем» времени, в которое погружены все события. Правда, это не значит, что ощущение времени лишается субъективных оттенков. Скажем, есть люди, которые могут настолько погрузиться в монотонную бессобытийность, что просто перестают замечать какое-либо время, отрешаясь не только от внешнего мира, но и от собственных мыслей.
Кирилл Стасевич
https://www.nkj.ru/news/47567/