В Госдуме решили отменить ЕГЭ. Представители КПРФ, СР, ЛДПР и часть «Единой России» выступили за такое решение. Споры о том, хорош или плох единый госэкзамен, шли давно. Министр образования Кравцов призвал провести в стране широкое экспертное обсуждение этой темы. «НИ» провели собственную дискуссию.
Все началось с предложения президента в послании Федеральному собранию вернуться к традиционному для РФ сроку обучения в вузах от 4 до 6 лет, отказавшись от Болонский системы. Чиновники истолковали это как призыв к действию и предложили взяться за Единой госэкзамен.
«Экзамен для умственно отсталых детей»
Все это стало темой встречи в Госдуме председателя правительства Мишустина с представителями ряда фракций. По ее итогам вице-спикер Госдумы Петр Толстой сказал, что тема отмены ЕГЭ обсуждается, систему будут «демонтировать» постепенно. «Насчет ЕГЭ, отмены или каких-то других вещей — надо все серьезно взвесить. Здесь плюсы и минусы, надо все посмотреть», — сказал Мишустин в ходе встречи.
Заместитель председателя комитета по науке, образованию и культуре в Совете Федераций Наталия Косихина в свою очередь призвала «инициировать общественное и экспертное обсуждение, просчитать все риски, взвесить положительные и отрицательные стороны, а потом уже принимать решение».
Тем временем, голоса депутатов на тему отмены ЕГЭ все слышнее. Так, Султан Хамзаев («Единая Россия») заявил, что на фоне возвращения к традиционному для России сроку обучения в вузах необходимо отказаться и от ЕГЭ. Его поддержали и другие депутаты, с которыми удалось пообщаться «НИ». Так, Николай Коломейцев, первый заместитель председателя фракции КПРФ, — однозначно за отмену ЕГЭ.
«Мне эксперты предоставили справку, что ЕГЭ был придуман для умственно отсталых детей в США. Он полностью убивает творческое начало в ребенке. Надо возвращать в школы советское образование. ЕГЭ – это «угадайка», а не экзамен. Ректор МГУ Садовничий, безусловный профессионал, не зря не доверяет ЕГЭ: в МГУ сдают свои экзамены. Поправки в Закон об образовании будет готовить профильный комитет», — заявил «НИ» депутат Госдумы Николай Коломейцев.
Другие депутаты называют ЕГЭ стрессом, который не дает возможности ребенку в полной мере раскрыться и проявить свои знания.
«ЕГЭ надо отменять, а экзамен проводить через живое общение ученика с преподавателем. Раскрытие русского человека происходит только через речь. А на ЕГЭ результаты могут быть положительными даже при некачественных знаниях. ЕГЭ травмирует детей, у них нет возможности показать свои знания. Дискуссия по этому поводу идет и в Госдуме, и в правительстве, и я уверен, что будут изменения. Мы же не хотим шаблонного подхода, а хотим нормальных, грамотных специалистов», — заявил «НИ» член комитета Госдумы по образованию и науке Владимир Сипягин.
Однако, профессионалы сферы образования и педагоги категорически не согласны с точкой зрения депутатов.
ЕГЭ — это социальный лифт?
«Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник. Было бы правильно оставить решение вопроса о судьбе ЕГЭ профессиональному педагогическому сообществу. ЕГЭ на сегодня – это непреложный факт. Какой главный псевдоаргумент? Якобы формализм. Знаете, я поначалу тоже был противником «угадайки», но эту часть из ЕГЭ убрали. Появились эссе, и для того, чтобы написать его, например, по истории, нужно знать, что Иван Грозный и Шекспир были современниками. Появились вещи, связанные с устной речью, с общением. ЕГЭ развивается и совершенствуется. Сейчас ЕГЭ также выполняет функции социального лифта: это залог поступления в ВУЗы», — считает доктор педагогических наук, директор Центра образования № 109 Москвы Евгений Ямбург.
Многие профессиональные педагоги обращают внимание на то, что ЕГЭ – это более объективная и непредвзятая оценка знаний.
«Я полвека в образовании. Мне раньше часто звонили и просили: «Отнеситесь к работе такого-то ребенка внимательнее». А сейчас я отвечаю: «Это не ко мне. У нас независимая и объективная система оценки. Называется ЕГЭ», — говорит Евгений Ямбург.
«Советская система экзаменов была по природе своей не объективна. Например, в сельской школе, где «все свои», детям ставили «пятерки», и у них были преимущества при поступлении в ВУЗ, тогда как в московских школах, лицеях и гимназиях, где более строгие требования, у детей были более низкие оценки. У многих сельских детей средний балл был «5», а у столичных намного ниже, хотя их знания намного глубже и шире. К тому же при советской системе нередко поступали в ВУЗы по протекции, система давала этому простор. Всем было понятно, что необходима более независимая процедура приема в ВУЗы. Кстати, с введением ЕГЭ это удалось: если при СССР в институтах и университетах учились 20% учеников, то с введением ЕГЭ – 80%. Плюс ЕГЭ дает возможность подать заявки сразу в несколько ВУЗов», — заявила «НИ» профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
«Все помнят, как при СССР встречались объявления: «Готовлю к вступительным экзаменам в ВУЗ», а более мелким шрифтом – «член приемной комиссии». ЕГЭ приучает к честности в самых разных сферах деятельности. Совершенствовать единый госэкзамен, возможно, надо, но упразднять – нет. Советская система основывалась на недоверии ВУЗов к школам, потому что после школьных 6-8 экзаменов дети должны были сдавать еще минимум 4 экзамена в ВУЗ. Кто это выдержит? Если вкратце: не надо ничего трогать! Когда уже все эти реформаторы изживут «болезнь 1917 года»?!»- заявил «НИ» директор школы № 548 «Царицыно», народный учитель России Ефим Рачевский.
Какое время, такие и экзамены
Стоит заметить, что в советских школах тоже было не так уж много разнообразия, и царствовал шаблон. Все контрольные и экзаменационные работы, подготовленные в районных отделах образования, были едиными, темы сочинений тоже были одинаковыми. И действительно, сдав экзамены в школе по всем предметам, дети шли сдавать экзамены в ВУЗ, что было тяжело и физически, и психологически.
Что касается ЕГЭ, то в нем за последнее время появилось много новшеств.
«Математику разделили на «профильный» уровень и базовый, то есть у детей теперь есть право выбора. Для поступления в ВУЗ дети могут выбирать от 2-х до 6-и экзаменов. Но есть университеты, которые имеют право на собственный вступительный экзамен. Это, например, мехмат МГУ, журфак МГУ. К тому же 1/5 часть детей поступает по результатам олимпиад. Сейчас речь идет о том, чтобы дети имели право сдавать ЕГЭ несколько раз, до лучшего результата, начиная с марта месяца по июнь», — рассказала «НИ» профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
ЕГЭ – это всего лишь механизм оценки знаний. Но это должна быть система, которая устроит всех – и школы, и ВУЗы, и колледжи, и в первую очередь самих детей.
Ирина Мишина
https://newizv.ru/news/2023-03-17/ege-pod-voprosom-ni-sobrali-ekspertov-chtoby-obsudit-buduschee-edinogo-gosekzamena-401118