20 ноября отмечается Всемирный день ребенка (Universal Children’s Day). Этот праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1954 году как день мирового братства и взаимопонимания детей и посвящен благополучию детей во всем мире. 20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, а 20 ноября 1989 году – Конвенцию о правах ребенка.
Согласно конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с законом, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка – когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем.
Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они вводят бесплатное и обязательное начальное образование; поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Конвенция – самый широко представленный международный договор в области прав человека в истории. Конвенция изменила отношение к детям и правилам обращения с ними. Дети обладают особыми правами, как полноценные члены общества.
В целях защиты прав детей в интересах их выживания и развития был создан детский фонд ООН – ЮНИСЕФ.
ЮНИСЕФ действует в более 190 странах и территориях. Организация является крупнейшим в мире поставщиком вакцин. В сферу деятельности ЮНИСЕФ входят: поддержка здоровья и питания детей, профилактика и лечение ВИЧ для матерей и младенцев, защита детей и подростков от насилия и эксплуатации и др.
ООН учредила ЮНИСЕФ (UNICEF – United Nations International Children’s Emergency Fund) для помощи детям в послевоенной Европе и Китае в декабре 1946 года. В 1950 году мандат ЮНИСЕФ был расширен до помощи детям и женщинам в развивающихся странах во всем мире. В 1953 году ЮНИСЕФ стал постоянной частью системы ООН.
Каждый ребенок имеет право на услуги в области здравоохранения, образование и защиту. Будущее любой страны напрямую зависит от благосостояния детей и возможностей для развития, которыми они будут располагать.
По данным ООН, каждый пятый ребенок в мире живет в условиях крайней нищеты. 160 миллионов мальчиков и девочек, а это почти каждый десятый ребенок, вынуждены работать, чтобы выжить. Многие из 240 миллионов детей-инвалидов находятся в изоляции и лишены доступа к образованию и надлежащему медицинскому обслуживанию.
В ООН отмечают, что практически каждый ребенок на планете в той или иной степени подвержен климатической или экологической опасности. Сотни миллионов детей и подростков могут погибнуть, получить увечья или заболеть в результате циклонов, наводнений, засух или загрязнения воздуха. Около миллиарда детей – почти половина из всех 2,2 миллиарда детей в мире – живут в 33 странах, «подверженных чрезвычайно высокому риску» стихийных бедствий.
По оценкам ЮНИСЕФ, более миллиарда детей живут без таких необходимых вещей, как здравоохранение, полноценное питание, чистая вода, санитария, безопасное жилье или образование.
В организации отмечают, что беспрецедентные перерывы в образовательном процессе в связи с пандемией повысили прогнозы в отношении доли детей, живущих в условиях так называемой «нищеты по уровню образования», согласно которым в странах с низким и средним уровнем дохода она увеличится с 50 до 70%. По прогнозам, еще как минимум 24 миллиона детей бросят школу в дополнение к более чем 260 миллионам детей, которые уже не посещали школу до начала пандемии.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
https://ria.ru/20221120/rebenok-1832460543.html