Home » Воспитание в семье » Как привести малыша в музей

Как привести малыша в музей

В Русском музее составили гайд для родителей малышей, которые хотят привести (или даже принести) ребенка на выставку. Рекомендации подготовила методист, музейный педагог, музыкальный терапевт Алена Суслова на основе многолетнего опыта работы с детской аудиторией в Русском Музее. Методичка рассчитана на родителей детей от года до трех лет.

— Совместный поход в музей пойдет на пользу не только детям, но и самим родителям — они и с ребенком останутся, и отвлекутся от замкнутого круга «поесть-погулять-прибраться».

— Ходить с детьми в музей можно с любого возраста малыша.

— Главное — не пытаться обежать все экспонаты музея, а наблюдать за интересом и силами ребенка, не изнуряя его.

Что интересно малышам в разном возрасте

  • Годовалый малыш не будет рассматривать картины, но его могут заинтересовать скульптуры, как другой объект, который хочется потрогать. Но экспонаты трогать нельзя. Ему не будут интересны другие люди. В этом возрасте ребенка интересует мама, а ещё красивый интерьер, в котором можно ползать, интересные детали декора, которые можно потрогать. Этого достаточно для похода в музей в таком возрасте. Главное, что мама и папа получили возможность освежить свой чувственный опыт.
  • В два года малышу уже доступно большее. Ему будет интересно всё, что он способен увидеть. Он с интересом будет разглядывать как предметы интерьера, так и картины.
  • В 2,5 года его внимание станет устойчивее. В этом и заключаются главные возможности этого возраста: взрослый может сфокусировать внимание ребенка на произвольном предмете, в том числе на картине или скульптуре. Внимание держится от 30 секунд до 1−2 минуты на неподвижном объекте. У ребенка начинает развиваться память и стремление к подражанию.
  • Мышление у ребенка на третьем году жизни преимущественно наглядно-действенное. Ребенок способен понимать устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки. Когда ребенок уже умеет говорить — самое время начинать знакомить его с миром искусства в диалоге. Диалог — это универсальный инструмент для родителей! Спрашивайте ребенка, что он видит, кто изображен на картине, что он/она делает. Прокомментируйте ответы ребенка, расширяя их своими краткими объяснениями.
  • В 3 года ребенок — уже полноценный, заинтересованный и вполне социализированный зритель. Важно сообщить ребенку главное правило музея: нельзя трогать экспонаты руками. На вопрос «почему?» можно ответить: «Потому что они старинные и очень ценные. И потом, представь, что с тобой будет, если до тебя все будут постоянно дотрагиваться? Тебе будет неприятно…». Следуйте за инициативой ребенка. Проследите, на чем остановился его взгляд, и начните диалог именно с этого предмета. «Что ты видишь?», «Как ты думаешь, кто это? Что он делает?», «Какой он? Какая у него одежда?» Расскажите ребенку больше подробностей про то, что он видит, но еще не знает, что это.

Какие картины можно показывать ребенку?

Малышам, способным воспринимать не только ступеньки лестницы и завитушки перил, интереснее портреты, изображения животных, исторические и бытовые, сюжетные картины. Пейзажи и натюрморты, если на них нет людей или животных, не слишком доступны — в них для детей ничего не происходит.

Можно ли показывать ребенку «страшные» картины?

Некоторые родители боятся напугать ребенка или не хотят показывать ему отрицательные эмоции, но в жизни эти эмоции бывают! Познакомиться с ужасом, страхом, горем будет безопасно с помощью картины. Возможно, вместе с мамой ребенок почувствует сострадание, сочувствие к героям картины.

Как готовиться к посещению музея?

— Узнайте больше о коллекциях музея, расположении картин с помощью буклета или сайта музея. Ребенок будет чувствовать себя спокойнее, если вы уверенно поведете его по залам, и меньше устанет в процессе посещения музея.

— Выберите заранее те произведения, которые хотите показать ребенку. Можете узнать некоторые факты об этих произведениях, чтобы поделиться с ребенком.

— Не стремитесь охватить всю экспозицию! Достаточно 4−5 произведений за одно посещение. Иногда можно прийти в музей только ради одной картины, но очень большой.

— Придумайте повод для посещения музея: если ребенок ни разу не был в музее, он не обязан хотеть его посетить. Ему нужна мотивация. Например, увидеть мамину любимую картину — это уже очень веский мотив для ребенка.

— Наблюдайте за ребенком. Если вы заметили, что ребенок устал — завершайте визит, не колеблясь. Музей должен быть местом, где интересно, находитесь там ровно столько, сколько хочется ребенку.

— Рассматривайте вслух! Аккуратно и тихо рассуждайте о картине с ребенком. Не бойтесь фантазировать, придумывать новое, не будьте слишком серьезными! Загадывайте загадкиИграйте, но так, чтобы не мешать другим. Вы можете посчитать, сколько животных на картине. Или с помощью игры «да/нет» можете загадать ребенку предмет из зала, когда он отгадает, то будет его очередь загадывать предмет.

— Зайдите в музейное кафе или сувенирный магазин напоследок. Ребенок много узнал, получил много духовной пищи — подкрепите его впечатление чем-нибудь материальным, вкусным или забавным.

— Не всегда стоит расспрашивать ребенка о том, что ему понравилось. Он выдаст вам свои впечатления позже, иногда совсем неожиданным образом.

— Нарисуйте свои впечатления. Дома можно предложить ребенку нарисовать картинку, что он видел, что запомнил. Это поможет сохранить впечатления.

Фото: Олег Золото / MR7
Анна Строгалева
https://mr-7.ru/articles/244624/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*