Каждый месяц суды Кемеровской области лишают родительских прав порядка 45 кузбассовцев. Теперь данные обо всех «лишенцах», а также о недобросовестных усыновителях и опекунах будут заноситься в единый реестр «плохих» взрослых. Таково требование поправок в Семейный кодекс РФ и в закон о банке данных на детей, оставшихся без попечения родителей. Поправки вступили в силу 1 января 2020 года.
В последние годы жители нашего региона активно усыновляют и удочеряют детей, оставшихся без попечения родителей, берут их под опеку и в приемные семьи. Так, по информации департамента образования и науки Кемеровской области, в настоящее время в Кузбассе зарегистрировано почти 15 тысяч сирот, в большинстве своем получивших этот статус при живых мамках и папках. Из них почти 13 тысяч переданы на воспитание в замещающие семьи. В региональном банке данных о детях, мечтающих обрести семью, содержатся сведения на 1830 ребятишек.
Увы, замещающая семья не всегда оказывается панацеей как для взрослых, так и для воспитанников. В 2018 году кузбасские приемные родители и опекуны в 264 случаях по собственной инициативе отказались от взятых на воспитание детей. В 2019-м отказов было меньше – 180. Но для каждого ребенка, которого сначала взяли, а потом вернули как ненужную вещь, это стало настоящим ЧП.
Еще трагичнее случаи, когда детей изымают у приемных родителей, усыновителей или опекунов по решению суда. И когда таких взрослых судят за преступления в отношении взятых на воспитание несовершеннолетних. В 2017 году в Кузбассе к уголовной ответственности были привлечены семь приемных родителей и опекунов. В 2018-м – шесть… Но и эта статистика – цветочки на фоне «волчьих ягод» жестокости биологических родителей-извращенцев.
В ноябре 2013 года в Кемерове состоялась межрегиональная конференция, посвященная защите детей от сексуальных преступлений и посягательств. И хотя заявленная тема звучала там как главная, речь на форуме шла и о других противоправных действиях в отношении несовершеннолетних – о нанесении им побоев, об угрозах убийством и т.д.
Чтобы определить уровень социальной опасности для детей и подростков со стороны их ближайшего окружения, представители правоохранительных органов проанализировали 2268 уголовных дел, расследованных в 2010-2012 годах. И выяснили, что доля преступлений, совершенных опекунами и усыновителями, составила только 0,6%. А доля преступлений, совершенных биологическими родителями, – 46,3%. Еще хуже (53,1% преступлений) были другие лица из числа тех, кто проживал с детьми совместно. В эту категорию вошли близкие родственники, а также сожители и официальные супруги их родителей).
Ужасал и расклад по преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних: от половины до двух третей из них совершались не в лесопосадках, на улицах или в подъездах, а в жилищах.
Вступившие в силу поправки в действующее законодательство призваны оградить детей-сирот от плохих взрослых хотя бы в дальнейшей жизни. Отныне суды должны направлять выписки из решения о лишении гражданина родительских прав или об отмене усыновления не только в ЗАГС по месту рождения ребенка, но и в органы опеки и попечительства по месту вынесения судебного решения. А органы опеки обязаны сообщать региональному оператору банка данных на детей-сирот сведения о взрослых, имевших отношение к каждому осиротевшему ребенку.
Единый реестр «плохих родителей» положит конец практике, при которой «лишенцы» могли переехать в регион, где их никто не знал, и там вновь стать получателями пособий на приемных детей.
Валентина Акимова
http://kuzbass85.ru/2020/01/08/plohih-roditelej-i-opekunov-vozmut-na-karandash-pogolovno/