Соответствующие поправки сенаторы планируют внести в Госдуму в апреле
Отобрать ребёнка у родителей можно только при реальной угрозе его жизни, а если это всё же произошло, то преимущественное право опеки или усыновления детей должно быть у ближайших родственников, а не приёмных родителей, убеждена сенатор Елена Мизулина.
Как стало известно «Парламентской газете», соответствующие законопроекты, которые три года разрабатывает временная комиссия Совета Федерации под её руководством, сенатор намерена внести в Госдуму уже в апреле. Что входит в обязанности родителей, какие ещё изменения в Семейный кодекс готовят члены комиссии, продлившей свою деятельность до 2022 года?
— Елена Борисовна, неужели сегодня, например, бабушка не имеет приоритетного права на усыновление или опеку своего внука, если органы опеки его забрали у непутёвых родителей?
— Да, и это не просто пробел в законодательстве, а страшная ошибка. Мы хотим её исправить и готовим поправки. Они нам просто необходимы, чтобы обеспечить преимущественное право родственников на усыновление, опеку и попечительство детей. Конечно, Семейный кодекс декларирует эту норму, но она в нём очень размыта. Ситуация, при которой детей, лишившихся родителей, передают чужим людям, а не родственникам, выглядит, по меньшей мере, абсурдной. Об этом, в частности, мы будем говорить и на парламентских слушаниях 29 марта, посвящённых нашему законопроекту.
— Сколько всего инициатив сейчас находится в работе у комиссии?
— Двенадцать — это целый пакет. А всего за три года у нас было разработано 30 инициатив, которые со временем сгруппировали. Все документы касаются преимущественно семейно-детских отношений и предполагают поправки в 77 статью Семейного кодекса.
— Что ещё, с вашей точки зрения, надо поправить в кодексе?
— Например, там нет уточнений, что входит в обязанности родителей. Хотя я лично избегаю слова «обязанности», потому что считаю, что оно неприменимо в данном случае. Гражданский долг — это вернее. Так вот, в Семейном кодексе сказано, что родители обязаны дать детям воспитание, образование и защиту, а в чём это должно конкретно выражаться, не уточняется. Не ясно, и как соблюдаются права ребёнка на те же воспитание, защиту и образование, если органы опеки его помещают в приёмную семью. Поэтому мы тоже подготовили правки на эту тему, постаравшись точно дать определения. Сейчас работа над ними продолжается вместе с представителями родительских общественных организаций.
— То есть основной недостаток Семейного кодекса — в плохой терминологии?
— Она неточная. Для изменения ситуации у нас тоже готовится законопроект о терминологии СК. Например, как можно понять такое словосочетание: «родители и лица, их замещающие»? Оно часто используется в законах, а что означает — никто не даст точного ответа. Отсюда и разные толкования, в том числе судами.
Надо помнить, что Семейный кодекс принимался ещё в 1995 году и он был симбиозом лучшего из кодексов предыдущих лет и европейского законодательства.из
Или другой пример: в кодексе стоят в одном ряду кровные родители, усыновители, опекуны, попечители, патронатные родители. Как такое может быть? В общем, провалов много, но надо помнить, что Семейный кодекс принимался ещё в 1995 году и он был симбиозом лучшего из кодексов предыдущих лет и европейского законодательства.
— Может быть, стоит переписать этот документ заново, а не вносить поправки?
— Не нужно резких движений. Не думаю, что если мы сейчас кодекс перепишем, то он получится лучше, лаконичнее. В законодательной сфере надо всегда идти по пути правосбережения — максимально сохранять хорошие наработки и править то, что устарело и работает против нынешней ситуации, не учитывает существующую стратегию развития России. Главная задача Семейного кодекса — предупреждать своими нормами возможные нежелательные и негативные последствия, которые могут наступить в сфере развития отношений, за которые он отвечает.
ФОТО: ПГ / ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВ
Ксения Редичкина
https://www.pnp.ru/social/prioritet-pri-usynovlenii-i-opeke-predlagayut-otdat-krovnym-rodstvennikam.html