Home » Воспитание в семье » ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

С. СМАЙЛС.

Первенство и руководящая роль в обществе принадлежат вовсе не гениальным людям, но людям стойким, решительным и неутомимым. Несмотря на многие любопытные рассказы о детстве великих людей, мы признаем, что раннее развитие умственных способностей в ребенке не может служить признаком действительной высоты ума того же человека, когда он достигнет зрелых лет. Такая скороспелость с одинаковым основанием может служить и признаком умственной силы, и указанием на болезненное развитие организма. Что же выходит из всех этих «замечательно способных детей?» Куда идут все бойкие мальчики, получающие награды в училищах? Проследите их жизнь, и вы увидите, что тупые дети, которые в школе всегда считались последними, в жизни часто опережали даровитых… 

ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

Приведем несколько таких примеров. Ньютон в училище сначала был в числе последних учеников. Свифт, один из величайших английских писателей, «оборвался» в Дублинском университете и только уже потом в Оксфорде восстановил свою репутацию. Известные ученые Чальмерс и Кук учились оба в приходской школе в Сент-Андрью; они были такими тупыми и непонятливыми, что учитель, потеряв терпение, отослал их обоих из школы как безнадежно глупых. Знаменитый Шеридан в детстве показывал такой недостаток способностей, что матерью был отрекомендован своему опекуну также в качестве неисправимо тупого мальчика. Таким же был и Вальтер Скотт, показывавший всегда гораздо больше способностей к различным кулачным подвигам, чем к учению. В Эдинбургском университете профессор Дальзел произнес ему такой приговор: «Тупым он был, тупым же и останется». Поэт Бернс в детских летах был способен только к телесным упражнениям.

Самое лучшее развитие достигается не столько учением в школах или гимназиях, сколько нашим собственным прилежным самовоспитанием в зрелом возрасте. Поэтому родители не должны спешить развивать способности своих детей… Пусть они только смотрят, чтобы молодой человек свободным упражнением своих физических сил получил хороший запас здоровья, пусть выведут его на путь саморазвития, заботливо разовьют в нем привычку к труду и прилежанию. И в зрелых летах, если только основание положено хорошее, человек этот уже будет иметь все средства к здоровому и успешному воспитанию себя собственными силами.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕРА В ДЕЛЕ САМОРАЗВИТИЯ

К числу самых лучших наставников при воспитании человека должно отнести пример, хотя он действует и без посредства слова. Какое бы ни давала направление детям школа, но примеры, которые они видели в семье, всегда влияют сильнее на развитие детского характера — так велико значение домашнего воспитания. Семью можно сравнить с зеркалом, отражающим в себе понятия целого общества. В ней таится зародыш национального характера, и из этого источника, будет ли он чист или заражен, проистекают и соответствующие занятия, правила и привычки, какие в данное время господствуют в народе.

Самые, по-видимому, незначительные поступки, повторяясь ежедневно, могут оказать влияние на развитие характера детей в хорошую или дурную сторону. Характер родителей, таким образом, постоянно повторяется в их детях, и эти последние скорее забывают все, чему они учились с чужих слов, чем те примеры трудолюбия, самообладания, любви, послушания, какие они ежедневно видели в своем семействе…

Лучшая система родительских наставлений, без сомнения, та, которую можно выразить двумя словами: «совершенствуйся сам». Каждый поступок, каждая мысль, хорошая или дурная, принесет свой плод, и нет такой незначительной личности, которая бы не распространяла около себя благотворного или дурного примера. В этом, можно смело сказать, выражается бессмертие души человеческой. Все мы зависим как друг от друга, так и от прошедшего, под влиянием которого развились и, в свою очередь, сами подготовили новое поколение.

Живущий в данное время человек есть продукт, который зародился и созрел с помощью культуры предшествующих веков. Человек не умирает совершенно, хотя тело его и превращается в прах, но хорошие или дурные дела его приносят свой плод, влияющий на развитие грядущего поколения. Вот в чем состоит величайшая ответственность человека…

О ЦЕННОСТИ ВРЕМЕНИ

Люди деловые говорят обыкновенно, что время — деньги, но будет вернее сказать, что оно ценнее денег: если бы те часы, которые мы теряем в бездействии, посвящались саморазвитию, то через несколько лет невежда сделался бы образованным человеком и полезным членом общества. Нельсон говорил: «Я обязан своим успехом тому, что не тратил даром ни одной четверти часа». Каждую утрату, вообще, можно вознаградить: потерю состояния — новым трудом, потерю знаний — новым изучением, потерю здоровья — воздержанием и медицинскими пособиями, но потеря времени уже ничем не заменима.

ОБ УДОВОЛЬСТВИЯХ

Удовольствия вообще благотворны для человека, когда он им предается умеренно, но излишек в этом отношении развращает всю человеческую натуру, и его-то следует особенно остерегаться…

Для молодого человека нет ничего вреднее безраздельного увлечения удовольствиями. Лучшие свойства его натуры мельчают, обыкновенные развлечения теряют цену, стремление к наслаждениям возвышенным истощается, и результатом всего этого, при столкновении с действительным трудом и с требованиями жизни, появляется неохота и даже положительное отвращение к делу. Человек, бесплодно употребивший свою молодость на удовольствия, заслуживает сожаления в такой же степени, как дитя, в котором нет простоты, как девушка, лишенная невинности, или как мальчик, не внушающий к себе доверия.

Между людьми, молодость которых была запятнана порочными удовольствиями, мы чаще всего встречаем то преобладание скептицизма, склонности к неуместной насмешливости и эгоизму, которые служат признаком испорченной натуры. Обратив во зло свои молодые силы, растратив попусту цветущую пору жизни, эти люди стараются в отчаянии добить также и остальную часть ее. Если такое несчастное направление укоренилось в характере, то его уже очень трудно исправить, потому что привычки, приобретенные в молодости, связывают человека на всю жизнь как бы магнитной цепью.

УДАЧА — ЭЛИКСИР ЖИЗНИ

Неудача дает нам гораздо больше опытности, чем успех. Она показывает, чего именно не должно делать, а посредством этой отрицательной стороны действия мы нередко доходим до положительной. Вообще все великое — мысли, открытия, изобретения — часто зарождалось посреди лишений, обдумывалось нередко среди дурных обстоятельств и, наконец, укреплялось с помощью неудач.

Люди, которые чувствуют в себе силу, должны бояться не столько противных (противоположных. — Прим. Н.М.) мнений, сколько излишних похвал. Мендельсон, входя в оркестр, при первом исполнении в Бирмингеме своего произведения сказал с улыбкой одному из своих друзей-критиков: «Вонзайте в меня скорее ваше жало! Говорите мне не о тех местах, которые вам нравятся, но о тех, которые не понравились».

Тот путь развития, который доставляется нам школою нужды и лишений, принадлежит, без сомнения, к самым тяжелым, но он же должен быть признан самым лучшим. Когда ниспосылается на нас несчастье, мы, естественно, стараемся его избегнуть, но если оно уже наступило, то мы должны терпеливо и мужественно переносить его. Несчастье дает возможность осознать скрытую в нас силу и вызывает к жизни всю энергию, какою мы наделены от природы.

Многие люди, способные мужественно переносить лишения и терпеливо бороться с несчастьем, оказываются совершенно бессильными перед теми опасностями, какие предоставляет счастье. Конечно, на благородные натуры счастье производит оживляющее и согревающее влияние, но человека низкого и раболепного оно оставляет таким же низким; все изменения в его нравственных качествах ограничиваются заменой раболепия надменностью. Если бы не было необходимости бороться с различными затруднениями, то сама жизнь была бы, конечно, легче, но люди сделались бы хуже. Борьбу с трудностями, встречаемыми на жизненном пути, должно в большей части случаев непременно выдерживать стойко. Добиться успеха без борьбы — почти все равно, что достигнуть его без славы. Нет трудностей — нет успеха. Если не за что бороться, то нечего и достигать. Трудности могут запугать только человека слабого, но на отважного и решительного они производят благодеятельное, возбуждающее влияние.

ЛОГИКА ШИЛЛИНГА

Сбережение денег для самих денег, без всякой другой цели, нельзя назвать делом хорошим, хотя бы деньги и были заработаны честно, но если они добываются игрой или спекуляцией, без труда, тогда дело представляется еще в худшем свете. Заботиться о других или о собственном комфорте и независимом положении в старости — дело хорошее и в высшей степени заслуживающее похвалы. Но так называемое сколачивание денег есть уже характерная черта человека ограниченного и скупого. Этой привычки к неумеренной бережливости благоразумный человек должен остерегаться, иначе то, что в молодых летах было простой экономией, в старости может превратиться в скупость. Эта страсть к деньгам (но не самые деньги) суживает и ограничивает человеческую натуру и заграждает человеку путь к великодушной жизни и деятельности.

Поэтому Вальтер Скотт заставляет одного из действующих лиц в своих романах объявлять, «что число людей, погибающих физически от обнаженного меча, гораздо меньше числа тех, которые нравственно гибнут из-за денег». Такой деловой человек впадает в одну колею и часто за ней уже не видит ничего. Если он живет только для себя самого, то привыкает на всех других людей обращать внимание лишь постольку, поскольку они нужны для его целей. Тот, кто не признает другой логики, кроме логики шиллинга, может сделаться человеком очень богатым и, несмотря на то, всегда оставаться в высшей степени жалким созданием, потому что богатства не служат признаком нравственного достоинства…

Вообще нельзя не сказать, что люди склонны сильно преувеличивать значение денег. Величайшие дела, какие когда-либо совершались в мире, производились не людьми богатыми. Богатство часто бывает препятствием, чем возбуждением к действию, и во многих случаях приносит человеку сколько счастья, столько же и несчастья. Молодому человеку, получившему в наследство значительное состояние, дальнейшая жизнь делается уже слишком легка, он скоро пресыщается ею, потому что ничего больше не остается желать. Не имея никакой цели для борьбы, для стараний, он начинает находить, что излишек свободного времени сильно тяготит его.

По нашему мнению, высшая цель жизни заключается в формировании мужественного характера и выработке в себе возможно лучшего развития, как в телесном, так и в духовном отношении, разумея под этим развитие ума, совести, сердца и духа. В этом состоит цель. Все остальное должно рассматривать как средство. Деньги сами по себе — сила, это правда. Но умственное развитие, высокий общественный дух и нравственная добродетель представляют собою также силы, и силы гораздо лучшего свойства.

О ПОЛЬЗЕ ЧЕСТНОСТИ

Что честность выгоднее всего, это уже старая истина, не требующая доказательств. Людям коммерческим это качество необходимо в такой же степени, как храбрость солдату и человеколюбие христианину. Нигде, быть может, не нужна бывает честность так, как в торговле. Как солдат выказывает доблесть в битвах, так купец может выказать свою честность при коммерческих операциях. Можно, конечно, приобрести иногда выгоду посредством хитрости или обмана, но такой успех будет непрочен и источник его рано или поздно обнаружится. Мошенник, обманывающий нас, вредит больше себе, чем нам; он обманывает свою собственную совесть и, наживши богатство нечестным путем, не будет в состоянии наслаждаться им вполне.

Конечно, мы часто видим, что человек высокочестный не наживает состояния быстро, подобно многим негодяям, но на его стороне всегда будет почет, заслуженный не обманом и не хитростью. Честные люди всегда предпочтут богатству спокойную совесть, которая одна может составить счастье. И если человек с высокими нравственными правилами будет энергично продолжать раз начатое дело, то несомненный успех послужит ему наградой.

Каждый должен стараться жить по средствам. Такая привычка составляет существенную черту честности, потому что при неумении жить честно на собственный счет человеку придется уже бесчестно жить на счет кого-нибудь другого.

Как, по английской пословице, «пустой мешок не может стоять прямо», так же точно не имеет свободы человек, попавший в долги. В этом положении он теряет уважение к самому себе, приходит в зависимость от своих кредиторов и вообще связывает себя во многих отношениях, потому что не может уже тогда ни быть сам себе господином, ни смело смотреть всем в глаза. Находясь в долгах, трудно уже сохранить честность, поэтому-то и говорят, что «ложь сидит на шее у долга».

Источник НАУКА И ЖИЗНЬ

One thought on “ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*