Развитие ребенка: Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников с ОНР. Обогащения словаря ребёнка в домашних условиях
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.
Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить её ребёнку. Первый раз на протяжении 10 – 15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком.
В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты (овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета сливы, какие у неё листья, и подбери необходимые картинки».
Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.
читайте: Ребенок в год не говорит
Дидактические упражнения
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребёнком дидактические упражнения.
Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду».
Если ребёнок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего не сделаешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Лентяю всё некогда».
Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря. Также для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребёнком, во время принятия пищи (про продукты питания).
«Белый камень в воде тает» (сахар).
«Без окон, без дверей полна горница людей» (огурец).
Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:
«Сам не бежит, а стоять не велит» (мороз).
«Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает» (осень).
Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок, пословиц. Выигравший получает приз – книгу, конфету, игрушку.
Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать), которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»).
читайте: КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС
В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребёнок должен ответить: рыжая, хитрая, пушистая и т.д.
Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».
О чём говорить с ребёнком в семье
Диалог или монолог?
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребёнка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки7 Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.
Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.
Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.
С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребёнком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
читайте: Что читать ребенку
Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребёнок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи.
Некоторые родители не разговаривают с ребёнком на темы этикета и правил поведения, так как он ещё мал и ничего не понимает. Напротив, ребёнок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду, обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5 – 6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.
читайте: Как изменить свою речь, чтобы казаться более уверенным
Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни её уже недостаточно, и ребёнок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.
Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое, придумывать сказки на заданную тему.
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребёнку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и всё про него расскажи, а я буду отгадывать.
Можно предложить игру «Весёлые путешественники». Ребёнок представляет, что он летит на самолёте, едет на поезде, плывёт на пароходе, идёт пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы… Родители должны отгадывать место «путешествия».
Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребёнка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.
Детям 6 – 7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображёнными на картинке, и что будет потом или рассказать от своего лица.
читайте: Развитие в дошкольном возрасте
Ещё до школы рекомендуется научить ребёнка составлять рассказы, сказки. Самый лёгкий вид такого творчества – составление рассказов по 3 – 4 опорным словам. Можно предложить составить рассказ, начатый родителем.
Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки могут придумать родители.
Советы родителям
- Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком.
- Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
- Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребёнком в свободное время.
- Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
- Предложите ребёнку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
- Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2 – 3 месяца прослушайте их вместе с ребёнком, проанализируйте, запишите новые.
- Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.
Пожелания родителям
- Чаще и больше разговаривайте с ребёнком.
- Чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами.
- Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой…?», «А если бы…», «Придумай слово».
- Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки.
- Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов…
- Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребёнку. Используйте словарь.
Составила учитель-логопед: Самарина О.А.
Источник: nsportal.ru
One thought on “Развитие связной речи у дошкольников”-
Уведомление: Развитие воображения у детей | Семья и ребенок