Федеральный институт развития образования (ФИРО) разработал методические рекомендации для школ по трудовому воспитанию учеников разного возраста. Согласно документу, к труду детей нужно начинать приучать ещё с дошкольного возраста.
В детском саду (3–6 лет) ребятам нужно показывать мультфильмы о разных профессиях; в начальной школе — беседовать с учениками о профессиях, привлекать школьников к сбору макулатуры, помощи инвалидам, субботникам. Для учащихся средней школы и старших классов специалисты ФИРО предлагают проводить профориентационное тестирование, а также пробовать себя после 14 лет уже на лёгкой работе.
Напомним, в марте сенаторы Виктор Кресс и Александр Волков внесли в Госдуму законопроект, согласно которому в детсадах и школах должна появиться новая дисциплина — «Трудовое воспитание». В «приобщении ребёнка к труду» авторы законопроекта видят важную составляющую воспитания. Под «трудовым воспитанием» в проекте закона понимается «процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов».
В Госдуме депутаты инициативу ожидаемо поддержали, ведь ещё осенью 2016 года в нижней палате обсуждались соответствующие изменения в законодательстве. Тогда речь шла не только о проведении субботников, но и о внесении поправок, благодаря которым несовершеннолетним будет проще устроиться на работу.
По мнению специалистов ФИРО, основная задача трудового воспитания в образовательных учреждениях — привить любовь к работе. Поэтому заниматься этим нужно с трёх лет. Однако в зависимости от возраста нужно «предлагать» детям труд по-разному.
Ребятам 3–6 лет нужно рассказывать о профессиях, проводить экскурсии с ними и игры, которые бы рассказывали о видах работы, и показывать малышам тематические мультфильмы и предметы искусства. При этом в документе подчёркивается, что в дошкольном возраста основной труд — «самообслуживание».
— Оно формирует у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия, вооружает навыками. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий (одеваться, умываться, самостоятельно принимать пищу, убирать за собой игрушки) приучает детей к систематическому труду, — говорится в рекомендациях.
Ученикам начальной школы (7–10 лет), согласно «методичке», могут предложить уже заниматься настоящим общественным трудом — это сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботники. В то же время должны проводиться беседы (не с родителями, а школьниками) о пользе труда, экскурсии, а также школа должна продолжать воспитывать в детях самостоятельность. Кроме того, детям нужно предлагать литературу, рассказывающую о профессиях, а не только мультфильмы.
Трудовое воспитание школьников 5–9 классов (11–15 лет) подразумевает, что за это время дети должны будут определиться со своей будущей профессией, а потому акцент ФИРО делает на профориентационных занятиях с учениками. Также должны быть включены экскурсии на производства и работа, связанная с выбором будущей специализации («профессиональные пробы»).
Программа для учащихся 10–11 классов практически такая же, однако предлагается также приглашать в школы на мастер-классы представителей разных профессий, а также помощь в организации их стажировок.
Напомним, первой вернуть субботники в школы предложила министр образования РФ Ольга Васильева. В сентябре 2016 года глава ведомства заявила, что стоит вернуть в систему образования работу на приусадебном участке и уборку школьных помещений. Таким образом министр предлагает прекратить воспитывать поколение «потребителей». 58% россиян относятся положительно к уборке классов и субботникам.
Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков
Роксана Аветисян
https://life.ru/t/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/994024/priobshchat_dietiei_k_trudu_khotiat_s_doshkolnogho_vozrasta