Home » Психология » Почему одни дети начинают врать быстрее других

Почему одни дети начинают врать быстрее других

Лгать не так-то просто. Нужно постоянно помнить всю ложь, которую уже нагромоздил, и регулярно поддерживать её новыми порциями лжи. Всё это требует больших умственных усилий. Лжец постоянно боится быть разоблачённым, что чревато потерей репутации и прочими неприятностями. Ложь подрывает отношения, организации и институты.

Почему одни дети начинают врать быстрее других

Однако способность лгать и участвовать в других формах обмана порой сулит и немалую выгоду – она может стать источником большой власти и послужить другим интересам человека: помочь уклоняться от ответственности за свои проступки, поставить себе в заслугу чужие достижения, объединить друзей и союзников для какого-нибудь дела и тд.

Один из способов понять, почему иногда наш выбор склоняется в пользу лжи — это вернуться к моменту, когда мы впервые овладеваем этим навыком – в детство.  В ходе некоторых исследований детей просят поиграть в игру, где они могут получить награду за ложь. В других исследованиях дети сталкиваются с такими социальными ситуациями, где намного вежливее соврать, чем сказать правду. Например, экспериментатор предлагает ребёнку в качестве подарка что-нибудь вроде куска мыла и спрашивает у него, нравится ему такой подарок или нет. Еще один метод изучения детской лжи — попросить родителей записывать ложь своих детей.

В нашем недавнем исследовании мы с коллегами пытались понять процессы мышления детей, когда они впервые выяснили, как обманывать других людей (для большинства детей это происходит в возрасте трёх с половиной лет). Нас интересовала возможность того, что определенные виды социального опыта могут ускорить развитие этого навыка.

Наблюдение за детьми, которые учатся обманывать

Мы пригласили маленьких детей сыграть в простую игру, в которой они могли выиграть, только обманув своего оппонента: дети, говорившие правду, выигрывали угощение для экспериментатора, а солгавшие дети – угощение для себя.

В этой игре ребенок прячет своё лакомство в одной из двух чашек, пока экспериментатор сидит с закрытыми глазами. Затем экспериментатор открывает глаза и спрашивает ребенка, где спрятано лакомство, а ребенок отвечает, указывая на одну из двух чашек. Если ребенок указывает на правильную чашку, экспериментатор получает угощение, а если ребенок указывает на пустую чашку, ребенок получает лакомство.

Дети играли десять раз в день на протяжении десяти дней.Этот метод  наблюдения за детьми в течение короткого периода времени позволяет отслеживать поведенческие изменения, поэтому исследователи могли наблюдать процесс развития по мере его развертывания.

Мы тестировали детей в возрасте около трёх лет – когда они обычно уже знают, как обманывать. Как и ожидалось, когда дети впервые начали играть в игру, большинство из них не пытались обмананывать, и каждый раз теряли угощение. Однако в течение следующих нескольких дней большинство детей обнаружило, как обманывать, чтобы выиграть игру, и после этого всякий раз использовали обман.

Всего лишь один из этапов развития

Не все дети учились обманывать с одинаковой скоростью. Одни выяснили, как работает обман в первый же день, другие продолжали говорить правду даже на десятый день эксперимента.

Мы обнаружили, что скорость, с которой дети учились обманывать, была связана с определенными познавательными навыками. Один из этих навыков — то, что психологи называют «теорией сознания» — это способность понимать, что другие не обязательно знают то, что знаете вы. Это умение необходимо, потому что, когда дети врут, они намеренно сообщают информацию, которая отличается от того, что они сами знают или думают. Другой навык –«когнитивный контроль», который позволяет людям сдержаться от того, чтобы выпалить правду, когда они пытаются соврать. Дети, которые первыми выяснили, как обманывать, обладали самым высоким уровнем развития этих двух навыков.

Наши результаты показывают, что конкурентные игры могут помочь детям понять, что обман может быть использован как стратегия личной выгоды — как только у них есть основные познавательные навыки, чтобы понять это.

Важно иметь в виду, что первоначальное открытие обмана не является конечной точкой. Как правило, это только первый шаг на длинном пути. После этого открытия дети обычно учатся, когда и как обманывать, но при этом им приходится разбираться в запутанном клубке понятий о нравственности и безнравственности обмана.  Маленькие дети часто непреднамеренно выдают правду, когда пытаются обманывать, и им нужно учиться контролировать свои слова, выражение лица и язык тела, чтобы быть убедительными.

По мере развития дети часто учатся использовать более тонкие формы манипуляций, такие как: использование лести, уклонение разговора от неудобных тем и предоставление выборочной информации для создания желаемого впечатления. Осваивая эти навыки, дети получают возможность менять свою жизнь с далеко идущими последствиями для себя и других.

Об авторе:

Гейл Хейман – профессор психологии Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Перевод для mixstuff – Дмитрий Уточкин

http://mixstuff.ru/archives/132654

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*