Home » Школа » Если учитель – призванье твоё. Как ныне живет российская школа в глубинке

Если учитель – призванье твоё. Как ныне живет российская школа в глубинке

Сегодня образовательное учреждение в небольшом поселке, селе – больше, чем просто школа.

Вокруг нее разворачиваются главные события, или, как говорят, кипит жизнь. Например, если в больших городах у детей есть возможность ходить в секции, кружки, которые расположены в домах творчества, спортивных комплексах, то на селе все это ребята находят в школе, в частности начальной.

%d0%b5%d1%81%d0%bb%d0%b8-%d1%83%d1%87%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b7%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d1%8c%d0%b5-%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%91-%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d0%bd%d1%8b%d0%bd

Начало пути

В средней общеобразовательной школе имени Героя Советского Союза П. Я. Панова, что в поселке Кондинское, есть как бы «школа в школе» – это начальные классы. Их всего семь, как и учителей. Начальная школа – это место, откуда начинается серьезный путь в учебу вчерашних дошколят. Игры еще остались, но учеба вышла на первый план, и роль учителя начальных классов, как проводника в этот увлекательный, но трудный маршрут знаний, актуальна и сверхважна. Поэтому мой рассказ о них.

На протяжении двух дней я находилась в удивительной ауре детей и взрослых, постигала на примерах школьный мир: смотрела учебники первого класса, по которым учат сейчас, и сравнивала со старыми; пыталась сделать комплексную работу для четвертого класса. Бьюсь об заклад, мало кто знает, что это такое. Объясняю: дается текст, который идет в зачет по чтению. Текст, кстати, немаленький. И из него составляются задания и по русскому языку, и по математике, и по окружающему миру (природоведению, по-старому). Так что для развития ума, смекалки, самостоятельной работы такое задание для школьника – прекрасное поле деятельности. Все классы, к слову сказать, оснащены мультимедийным оборудованием. Учителя говорят, что это большое подспорье. На мой вопрос, что их вдохновляет в работе, все как один ответили: «Дети! Они дают такой заряд положительной энергии, эмоций, радости, что, даже если пришел не в настроении, какие-то домашние проблемы гнетут, – зайдешь в класс, увидишь глаза ребят и забываешь все».

Школа XXI века

Кстати, о программах. Интерактивные доски в начальной школе поселка появились в 2011 году, когда страна в очередной раз взялась за реформу школы и ввела новые стандарты образования. Тогда все начальные классы района вынужденно перешли на программу «Школа XXI века». То есть закупили для школ учебно-методический комплекс под этим броским названием с первого по четвертый классы. В разговоре с учителями я выяснила, что эта программа сама по себе неплоха, но для хорошо подготовленных к школе детей: в ней были задания пятого-шестого класса, а решались в третьем-четвертом. Минусом было и некачественное иллюстрирование, а для ребенка этого возраста характерно наглядно-образное мышление: сначала картинка, потом уже слово. Мало кто тогда сумел отстоять свою точку зрения и взять другую программу из перечня, предложенного министерством образования. Хотя именно право учителя – выбрать самому оптимальный, по его мнению, учебно-методический комплекс.

Сегодня в нашей начальной школе работают по трем программам: один выпускной четвертый класс – последний год по «Школе XXI века», четыре класса – по учебно-методическому комплексу «Перспектива», два класса вернулись к старой доброй системе обучения с прекрасным названием «Школа России».

Обсуждая школьные учебные проблемы на методобъединении, учителя решили, что все перейдут на учебно-методический комплекс «Школа России», так как он лучше подходит для наших детей. В начальных классах поселка много детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, которые нерегулярно посещали детский сад, иногда только последний год перед школой, и совсем не потому, что родители не хотели – у них не было возможности заплатить за него. Школьные программы усложняются, а дети, бывает, не то что читать-считать не умеют – буквы и цифры не знают, цвета путают. И эта проблема очень волнует учителей. Они считают, что детям из таких семей нужно обязательно посещать детский сад, ведь он помогает подготовиться к школе.

На то и препятствия, чтобы их преодолевать!

Осложняет работу учителей огромный поток бумаг: всевозможные отчеты, программы по предметам, по воспитательной работе, по внеурочной деятельности, анализы работы, справки… И ведь успевают, справляются со всем! Во внеурочное время каждый из них ведет еще по два курса: кто «Секреты русского языка», «Проектную деятельность» (уже первоклашек учат создавать проекты и защищать их на школьном, районном уровне), кто «Умники и умницы», «Юный исследователь», у 4 «Б» класса – «Мой вклад на благо России». Дети принимают участие со своими проектами и исследованиями во всевозможных интернет-конкурсах. Первый «шаг в будущее» с помощью своих наставников-учителей они уже делают.

На мой вопрос учителям: «Что для вас школа, что главное в вашей профессии?» – Светлана Лаврентьева (2 «А» класс, стаж в школе 33 года) ответила коротко, но очень емко: «Вся моя жизнь – это школа!»

Людмила Урубаева (4 «Б» класс, стаж 33 года): «Школа – это уже стиль жизни, без детского коллектива себя не представляю». Она всех детей называет одаренными и считает, что задача учителя – раскрыть, найти талант в каждом ребенке.

Татьяна Захарова (первый класс, стаж 23 года): «Учитель должен быть источником правильной информации, нужно следить за каждым своим словом, действием, потому что дети копируют и впитывают в себя все как губка, и они тоже учат».

Для ее одноклассницы, а теперь коллеги Татьяны Бронниковой (3 «Б» класс, стаж 23 года) главное в учителе – доброта сердца и любовь к детям, умение понимать их: «В другой профессии себя не вижу». И для нее и другой Татьяны – Захаровой примером была первая учительница Валентина Шестакова, она и определила их путь в профессию.

Ирина Ямова (3 «Б» класс, стаж 30 лет) с детства мечтала быть археологом, но нисколько не жалеет, что стала учителем: «Работа приносит радость, удовлетворение и даже спасает от жизненных трудностей».

Маргарита Балина (4 «А» класс, стаж 30 лет) выпустила свой четвертый класс, но ей достался вновь выпускной. Класс как раз с программой «Школа XXI века». Она говорит: «Мне по душе эта программа, разобралась в ней, но уровень развития детей для нее должен быть повыше, чем у наших деток».

Для Аллы Свяжиной (2 «Б» класс, стаж 27 лет) главное в профессии – любить детей, какие бы они ни были, к каждому можно найти подход.

То, что все учителя начальных классов школы поселка Кондинское оказались верны выбранной профессии, говорит о том, что она была для них неслучайна, что они обладают такими ценнейшими качествами для учителя, как доброта, терпение, и главным – безграничной любовью к детям, без которой в этой профессии ты не состоишься, как бы ни старался.

Надежда Богданова

http://ugra-news.ru/article/07102016/37752

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*