Home » Школа » «Британцы создают школы для одаренных детей по советскому опыту»

«Британцы создают школы для одаренных детей по советскому опыту»

 

Сейчас мучения школьников совершенно непропорциональны полученным результатам

Портал KM.RU как просветительский проект нередко обращался к теме реформы образования в России. В ситуации, когда на самом высшем уровне заявлено о необходимости новой индустриализации и развитии высоких технологий, требуется и соответствующая система образования.

Как обстоят дела в этой сфере? На вопрос нашего портала отвечает Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

Мы были в тройке лучших молодых поколений своего времени

Сейчас мучения школьников совершенно непропорциональны полученным результатам. Это главное, что я хотел бы поменять в школе. У меня внук учится во втором классе, так вот я во втором классе был свободным человеком, а у моего внука очень мало свободного времени для развития. Если же говорить в общем, то по данным Рособрнадзора, четверть ребят не справились с простейшей задачей на ЕГЭ по математике. Кстати, ЕГЭ в сфере математики максимально приближен к традиционной контрольной работе и на нем была предложена такая задача: Поезд вышел в 10 утра из пункта «А», прибыл в пункт «Б» в 12 часов следующего дня, оба пункта находятся в одном часовом поясе. Сколько в пути провел поезд? Это же задача для второго класса!

Спрашивается, зачем устраивать детям мучения, если результата нет никакого? Я считаю, что мы нарушили один из великих заветов знаменитого психолога Льва Выготского, сто двадцатилетие которого мы празднуем в этом году: «Ищите зону ближайшего развития». Когда перегружают детей информацией, довольно часто ненужной, они перестают знать даже то, что должны были бы знать при нормальном количестве информации.

В советской школе информации, которой детей нагружали, было меньше, а знаний больше. Мы были в тройке лучших молодых поколений своего времени, сейчас начальная наша школа остается в тройке мировых лидеров, но чем старше, тем хуже их показатели. И сейчас мы по этому параметру скатились на четвертый и даже пятый десяток в мире.

Нам необходимо обучение, ориентированное на личность

Чем объяснить такую перегрузку? Я не сторонник теории иностранного заговора. Знаменитые бюрократические законы Паркинсона хуже любого заговора. Как-то в Думе я высказывался по очередной правительственной программе массового закрытия вузов: «Не верю в иностранных агентов в правительстве. Но если бы они там были, то ничего лучшего для них, чем свертывание высшего образования и выбрасывание студентов на улицу во время кризиса, я придумать не могу».

Однако, не разделяя теории иностранного заговора, я верю в то, что российская политическая элита пытается создать две системы образования. Одна для управляющих, а другая для всех остальных.

Кроме критики требуется выдвинуть и позитивные предложения. Мой взгляд такой: нужно еще раз внимательно отобрать задания для школьной программы. Категорически отказаться от системы бюрократической балльной оценки работы учителей, ведь учителя сейчас без конца отчитываются и занимают первом месте в мире по времени, затрачиваемом на выполнение формальных процедур. И третье – в образование надо вернуть живую душу, то есть вместо бюрократического образования нам необходимо обучение, ориентированное на личность.

Образование без воспитания – это меч в руках сумасшедшего

Сейчас, напротив, пытаются убрать человеческий фактор. В этом случае может получиться дрессировка, но не обучение. Дмитрий Менделеев, кстати, говорил, что образование без воспитания – это меч в руках сумасшедшего.

Недавно я узнал, что британцы создают школы для одаренных детей по советскому опыту, активно используя классические советские учебники по естественным наукам. Что и неудивительно, ведь эти учебники, как, кстати, и учебники по литературе, достаточно хороши, чтобы по ним учиться. Конечно, для современности следует в старых текстах сделать поправку на идеологический фактор. С такой поправкой они годятся для обучения в наше сегодняшнее время. Я, кстати, знаю родителей, которые достают свои учебники, оставшиеся со времен СССР, и обучают по ним детей.

Интервью подготовил Дионис Каптарь

http://www.km.ru/v-rossii/2016/05/17/obrazovanie-v-rossii/776841-oleg-smolin-britantsy-sozdayut-shkoly-dlya-odarennyk

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*