Home » Воспитание в семье » Синдром рассеянного внимания у детей. Что это такое и как с ним бороться?

Синдром рассеянного внимания у детей. Что это такое и как с ним бороться?

В современной психологии существует термин «синдром рассеянного внимания». Что подразумевают под этим понятием? По каким критериям выявляют детей с этим синдромом? Как правильно вести себя родителям, чтобы вовремя скорректировать поведение? Синдром рассеянного внимания — это медицинский диагноз, но еще не приговор!

Синдром рассеянного внимания у детей. Что это такое и как с ним бороться?

Синдром рассеянного внимания у детей. Что это такое и как с ним бороться?

В современной психологии существует термин «синдром рассеянного внимания». Что подразумевают под этим понятием? По каким критериям выявляют детей с этим синдромом? Как правильно вести себя родителям, чтобы вовремя скорректировать поведение? Синдром рассеянного внимания – это медицинский диагноз, но еще не приговор! Детей с Синдромом рассеянного внимания часто называют «особенными детьми».

Понять, «особенный» ли у вас ребенок, можно по следующим признакам:

1. Ребенок не может усидеть на месте, гиперактивный.

2. Ребенок не доводит до конца ни одно порученное ему дело, он все время куда-то спешит.

3. Внимание у ребенка рассеянное, он не может сосредоточиться на чем-то одном.

4. У ребенка речевые расстройства.

5. Ребенок суетлив.

6. Ребенок, по вашему мнению и по мнению окружающих, слишком ленив. Если приведенные характеристики совпадают только в 1-2 пунктах, вы сможете скорректировать ситуацию самостоятельно, если совпадают 5-6 характеристик, у вас особенный ребенок, которому понадобится ваша помощь и помощь психолога. Как правило, такие дети не успевают в школе, у них неразборчивый почерк, учителя их характеризуют как невнимательных и неусидчивых.

Главной проблемой особенных детей является проблема рассеянного внимания. Они не умеют сконцентрироваться. Чтение и письмо доставляют им неудобство, поэтому в школе и дома они не любят читать и писать, даже если им подобрать книги по возрасту.

Стремясь избавиться от постоянного чувства дискомфорта, связанного с учебой, они отстраняются от выполнения домашних заданий и могут замкнуться в себе. Как правило, таких детей не любят учителя, потому что они снижают им общую успеваемость класса, часто прогуливают уроки или отвлекают своим поведением других учеников.

Не редкость и то, что у особенного ребенка не бывает друзей среди сверстников, родители его «не понимают», не поддерживают, часто ругают, и как следствие – у него формируется заниженная самооценка. Появляются навязчивые идеи. Таким детям можно и нужно помочь. И помощь прежде всего должна прийти от родителей, которые их любят, ценят и понимают.

В современной российской школе работают психологи (жаль, не везде они есть) и выявлять таких детей с целью оказания им психологической поддержки – профессиональная задача специалиста. Однако школьный психолог может помочь, только умело взаимодействуя с родными ученика.

Если у вас особенный ребенок – действуйте, не откладывая в дальний ящик. Если вы не хотите обращаться к психологу из желания избежать насмешек от других детей в адрес вашего ребенка, попробуйте самостоятельно выстроить линию своего поведения, опираясь на следующие постулаты:

1. Если у ребенка навязчивые идеи, он находится в состоянии тревоги, попробуйте сами поговорить с ним о том, что его тревожит. Ребенок должен научиться сам себя контролировать.

2. Давайте ребенку небольшие домашние поручения по хозяйству (в зависимости от возраста). Формулировать свои поручения нужно кратко и четко, раскладывать на этапы выполнения (на шаги) – так, чтобы ребенок понял, что ему это по плечу. Например, ему не стоит говорить общей фразы «хорошо подготовься к завтрашнему дню». Эту просьбу стоит разложить на шаги: сделай уроки – собери тетрадки в портфель – вымой руки – поужинай – почисти зубы – выключи свет – ложись спать. Если у вас особенный ребенок, вам понадобится очень много терпения.

3. Обязательно хвалите своего ребенка за каждое выполненное «преодоление». Ваша задача – научиться мотивировать его на правильные поступки с помощью похвалы. Также похвала поможет ребенку поверить в себя, повысит его самооценку.

4. Не позволяйте ребенку откладывать на потом какие-либо дела, это приводит к привычке «забывать» о том, что он должен был сделать, и развивает склонность к откладыванию дел.

5. Если ребенок постоянно «крутится на месте», его необходимо постепенно приучать сидеть спокойно в течение 10 мин. (Здесь вам придется жестко контролировать ситуацию, начать с 1 минуты и постепенно доводить «усидчивость» до 10 минут). У некоторых родителей на такое обучение уходит до 6 месяцев.

6. Необходимо приучить ребенка соблюдать распорядок дня, это выработает в нем волю к дисциплине: в одно и то же время вставать по утрам и ложиться спать, заниматься интересными делами в течение дня, ходить в школу и т.п..

7. Для усиления мотивации ребенка на выполнение не очень приятных для него дел (например, подготовка домашнего задания) психологи рекомендуют применять «метод привилегий». Например, лишение игры в компьютер или просмотра телевизора до тех пор, пока не будут сделаны уроки. Устных замечаний дети часто не воспринимают. Здесь родителям важно уметь настоять на своем и четко регламентировать время на выполнение домашних заданий.

8. Присмотритесь к своему ребенку внимательно. Даже у особенных детей бывают таланты. Вам нужно увидеть талант ребенка и умело направить его по нужной дороге. Здесь вам помогут школьные кружки или спортивные секции.

9. Во всем важен ваш личный пример. Если вы сами любите читать или заниматься каким-нибудь хобби – ваш ребенок обязательно будет вам подражать, и это может стать «общей темой» для домашнего общения.

10. Особенные дети становятся еще более тревожными и рассеянными из-за конфликтов в семье. Например, мама находится на стороне своего особенного ребенка, поддерживает его, а отец – насмехается над его «недостатками» и осуждает жену за поддержку ребенка, который, по его мнению, «сознательно симулирует», добиваясь внимания матери. Или: одного ребенка в семье захваливают, ставят в пример, а другого – все время «пилят» за лень и бездарность. Конфликты в семье могут быть самые разные, а вот реакция на них у особенных детей – типична.

У таких детей могут наблюдаться речевые расстройства – здесь уже неизбежно обращение к специалистам. Но общие правила, оговоренные выше, также могут оказать вам помощь в корреляции поведения ребенка.

Психологи подберут для вашего ребенка специальные упражнения для расслабления и контроля за его состоянием, для выработки умения избавляться от излишнего напряжения (аутотренинги), а вы можете каждый день за обедом или ужином играть в игру под названием «Я горжусь собой сегодня за то, что…». Эта игра поможет объединить семью, станет толчком для общения разных поколений семьи, позволит детям и взрослым рассказать о себе что-нибудь интересное в непринужденной домашней обстановке, поднимет всем настроение, а особенным детям повысит и самооценку.

Автор: Марина Кузнецова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-73039/
© Shkolazhizni.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*