Home » Воспитание в семье » Ребенок не хочет читать

Ребенок не хочет читать

ребенок не хочет читать

ребенок не хочет читать

Почему ребенок не хочет читать? Выявляем причины и ищем решения

Чтение — это как езда на велосипеде. Если едешь слишком медленно — упадешь; если не умеешь быстро складывать слова в предложении — мало что поймешь. Но если не преодолеть этот начальный, самый трудный этап, то так и не научишься осваивать большие объемы текста. А из этого произрастет целый букет проблем.

Чтение — самый важный предмет в начальной школе. Хорошие отметки — это оценка скорости, с которой ученик справляется с заданием. А как выполнить задание, если ты с трудом понимаешь, что от тебя требуется?

Семейное чтение

Хроническая неуспеваемость наносит серьезный ущерб самооценке ребенка. А самооценка определяет все: пойдет он учиться дальше или не пойдет, на какую работу устроится, какую семью создат…

Книги vs. компьютер и телевизор

В прессе часто пишут о том, что младшеклассники не любят читать из-за чрезмерного увлечения компьютерными играми и телевизором. Тем не менее, на свете полно детей, которые очень любят книги, и в то же время пользуются интернетом и смотрят телевизор. Есть дети, которые вообще не знают, что такое домашняя техника, но это не прививает им любви к чтению.

Совместное с родителями чтение книг помогает социализации детей

Проблемы начинаются, когда родители не хотят или не могут заниматься с ребенком и подменяют себя видеоиграми и мультфильмами. Но в такой ситуации малыш не будет читать, даже если в доме не останется устройства сложнее кофемолки.

Как возникает любовь к чтению

Люди с охотой занимаются тем, что приносит радость. Формула любви к чтению выглядит так: желание читать равно удовольствию, поделенному на затраченный труд. Чем интереснее история и чем легче она дается ребенку, тем охотнее он берется за книгу.

На начальном этапе чтение требует больших трудозатрат: ребенку надо довести его до автоматизма — только тогда он перестанет сражаться со словами и сможет обратить внимание на смысл. До появления автоматизма крайне важно не усложнять задачу, иначе разрыв между трудом и удовольствием будет еще больше, и это приведет к новому витку сопротивления. Если же родители и учителя умело наращивают удовольствие от чтения, то тогда малыш занимается гораздо охотнее.

Чтение для маленького ребенка

Тексты не подходят по возрасту

Многие дети отказываются читать, потому что им навязывают неподходящие по возрасту тексты. Так, в одной из московских школ второклассникам задают учить наизусть стихотворение Есенина «Черемуха».

В начальных классах детям нравятся истории, а не образы. Они любят смешное, динамичное и «неправильное». Например, стихи Григория Остера. А неподходящие по возрасту тексты низводят удовольствие от чтения до нуля. Дети механически зубрят непонятную, с их точки зрения, абракадабру, и это лишь закладывает в головы стереотип: «Поэзия = скука».

Если ребенок попадает в такую ловушку, надо разделить «наше чтение» и «не наше», а малышу объяснить, что иногда мы просто вынуждены следовать правилам. В противовес можно поставить подходящие по возрасту книги: например, замечательные сказки детской писательницы Кати Матюшкиной.

Образование родителей влияет на речь ребенка

Типичные ошибки родителей

Типичная картина: ребенок с охотой слушает сказки, но сам категорически отказывается читать — хотя знает все буквы. Возможно, родители предлагают текст со слишком длинными словами. Большинство слов в русском языке многосложные, и ребенку непросто осилить даже ля-гуш-ку или ска-мей-ку. Дело пойдет, если подбирать тексты, состоящии из коротких слов: «У нас есть кот. Он ест лук и пьёт сок».

Если в тексте много незнакомых слов, ребенок теряет нить повествования. Выход из ситуации: заранее объяснить значение непонятных слов. Например, берем Чуковского и сразу говорим, что такое «гоголем-моголем подчует». При этом закладывается полезная привычка: ребенок учится не пропускать непонятное, а находить ему объяснение.

Психологи: заставлять ребенка читать нельзя

Бывают ситуации, когда родители во время чтения начинают ругать ребенка за бестолковость или приводить в пример чужих детей. В результате книга становится символом стресса.
При этом ребенок далеко не всегда виноват в том, что у него не получается. Скажем, если ребенок делает большие перерывы в чтении, умение читать идет на спад. Заниматься надо ежедневно — только тогда будут положительные результаты.

Как подбирать книги и заниматься с детьми

Никто не приходит в этот мир с врожденной страстью к литературе. Любовь к ней возникает при соблюдении ключевых условий:

* кто-то из взрослых регулярно читает с ребенком;
* занятия проходят в доброжелательной атмосфере;
* книги подходят ребенку по возрасту и соответствуют его интересам.

Гаджеты мешают детям общаться и учиться

Если ребенок утверждает, что ему ничего не интересно, то надо подбирать книги, связанные с недавно пережитым положительным опытом. Например, рассказы о дне рождения, походе в цирк и т.п.

Если ребенок с увлечением играет на iPad, его могут заинтересовать интерактивные книги с анимированными иллюстрациями. Например, такие, как «Эльфишки».

Комиксы помогают детям постарше преодолеть страх перед чтением, а хорошие аудиокниги, особенно с продолжениями, могут настолько увлечь нечитающего ребенка, что он волей-неволей возьмется за книгу — лишь бы узнать, чем все кончилось.

Специфика развития памяти у дошкольников

Наилучшие результаты достигаются, если взрослые не просто читают, но и обсуждают с детьми прочитанное. При этом ребенок учится аргументировать свою точку зрения и сравнивать свои мысли с мыслями других. Такие занятия дают ощущение собственной значимости: ребенка слушают, его мнением интересуются, и все это связано с процессом чтения. Таким образом, в сознании закрепляется положительный образ книги, и чтение прочно ассоциируется с удовольствием.

Эльвира Барякина

eva.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*